Что будет с Венесуэлой и что там говорят о России

Русский репортерРепортаж

У нас не помнят, что такое война

Что будет с Венесуэлой и что там говорят о России

Игорь Найденов

Висенте Кинтеро, политолог, журналист, говорит по-русски, живет в Каракасе. Мы говорим с ним по скайпу. Интернет за час разговора пропал лишь раз.

Висенте, некоторые эксперты в России считают, что если властям Венесуэлы удастся сделать так, чтобы люди ассоциировали протест с американским влиянием, то он потерпит поражение. Если же нет, и протест будут считать борьбой за справедливость, он превратится в нечто вроде майдана. Так ли это?

Да-да. Майдан. Цветная революция. Наши эксперты постоянно сравнивают то, что происходит, с Грузией, Украиной. Мы ждали цветной революции с 2014 года. Но не получилось… В данный момент многие венесуэльцы — процентов 60, судя по опросам, — поддерживают США, отношение к ним очень позитивное. И у оппозиции особенно. Лет восемь назад ситуация была практически противоположной. Мнение людей изменилось из-за кризиса. Они думают, что раз все нормально в США — деньги, работа, возможности, — то и в Венесуэле будет так же, если придут американцы. Большинство хотят дружить с США, это их надежда.

Риск гражданской войны высокий?

Очень высокий. Николас Мадуро уже предупредил, что если он не останется у власти, начнется гражданская война. Пожалуй, так и будет.

Дональд Трамп сказал, что, возможно, в Венесуэлу будут введены американские войска. Это же вмешательство во внутренние дела страны! Как это восприняли люди: испугались, протестуют?

Есть люди, у которых нет надежды. Они просто говорят: ну вот, американцы, приходите — хуже все равно не будет: если начнется война с США, Колумбией, Бразилией, она встряхнет нас! Сами не ведают, что говорят. В прошлом веке у нас не было войн — никаких, вообще. В России, США, Европе — были. Там люди испытали на себе, что такое война; даже те, кто ее не видел, знают об этом по рассказам старших, а наши люди забыли, что такое война, думают, что это компьютерная игра! Они думают, американцы сюда придут, арестуют Николаса Мадуро и все на этом закончится. Даже не догадываются, что после этого только все и начнется: ужасы гражданской войны, кровопролитие. Они даже не читают историю, например, Панамы, где погибли тысячи людей.

Как обстановка в Каракасе и регионах: цены, продукты, интернет?

Интернет плохой. Продукты в магазинах есть. Можно найти и купить почти все. Но все очень дорого для обычных людей. И у людей элементарно нет денег. Три-четыре года назад государство субсидировало продукты, бензин — они были очень дешевые, сейчас — нет. Субсидии для всех людей, в том числе и богатых… Зачем субсидии для богатых?! Такое странное представление о равенстве. Я этого не понимаю.

Есть перебои с электричеством? Говорят, вечером не погуляешь — опасно?

На самом деле перебоев немного. Хуже в небольших городах. А в Каракасе некритично. Преступность есть. Но в центре и в восточном районе Каракаса ситуация лучше. Гулять вечером можно, но осторожно. А днем нормально.

Обычная зарплата сейчас какая?

Крошечная, ужасная. 20 долларов в среднем.

К примеру, кто столько получает?

Это минимальная зарплата, зависит от квалификации и места работы. Если учитель получает 20 долларов — это низкий уровень, обычная школа. Но есть у нас и международные школы, там платят больше: 40–50 долларов. Из-за гиперинфляции сложно вообще что-то посчитать. В этом году на 500 долларов покупают столько же, сколько на 100 год назад.

А сколько стоит хлеб — это чтобы понять, долго ли можно протянуть на эти деньги?

20–30 центов — один большой хлеб.

Понятно, почему люди уезжают из страны…

Главная проблема Мадуро — экономика. Мы с 2013 года в кризисе, и он усиливается каждый день. У Мадуро были шансы улучшить положение. Но надо помнить, что команда Мадуро не поддерживает частный сектор, бизнес; они просто не понимают друг друга, потому и ненавидят.

Кредитные карточки обслуживаются, банки кредиты выдают?

Это пока еще работает. Но в банковской системе тоже кризис, как и везде. Оппозиция заявляет, что у нас в данный момент фактически происходит национализация банковской системы.

Кто поддерживает Гуайдо, какая социальная база?

Либералы, частный бизнес, крупные бизнесмены, например Лоренсо Мендоса — это один из самых богатых людей в стране, преподаватели центрального университета, профессура.

А военные с кем?

С военными очень сложно. Оппозиция говорит, а западные страны с ними соглашаются, об амнистии для военных в случае своего прихода к власти. Но амнистии избирательной — потому что есть, по их словам, генералы, которые замешаны в криминале, связанном, например, с наркотрафиком. Кроме того, у многих высокопоставленных военных есть крупный эксклюзивный бизнес, и они осторожничают, понимая, что приход оппозиции к власти поставит их бизнес под удар.

А насчет Мадуро запрета на амнистию нет?

Нет. Он и его команда могут свободно уехать из Венесуэлы.

В Москву, в конце концов.

Да, это будет прекрасно.

Как люди реагируют на американские санкции?

Люди не протестуют, потому что думают, что это не вина США, а у нас плохое правительство — как пишут в интернете, криминальное государство. Поэтому и санкции — верный шаг, говорят они. Я схожу с ума, когда такое слышу! Ведь санкции против нашей нефтяной компании PDVSA — это санкции против каждого человека в Венесуэле. 97 процентов всех долларов, которые мы получаем, дает PDVSA. А еще люди думают, что ты сторонник Мадуро, если говоришь, что санкции направлены еще и против людей, а не только правительства. Это ужасно. Я понимаю, когда люди его не поддерживают, и это нормально, мнения у всех разные. Но это же очевидная вещь.

Уго Чавеса вспоминают как-то в связи с кризисом?

Лет пять назад многие говорили, что Чавес как Иисус Христос. А сейчас даже среди сторонников Мадуро есть такие, которые считают, что кризис — следствие его политики, его вина.

А о России говорят?

Да, и это большая проблема — например, для меня. Я учился в России, у меня много русских друзей. А мне говорят: наверняка ты сторонник Мадуро, если говоришь на русском. Я просто думаю, что они глупые. Тем более что я и моя семья никогда не поддерживали Николаса Мадуро. Я учил русский, потому что мне нравится Россия. А что?!

Прогноз дадите?

Я надеюсь, что будут переговоры и они успешно завершатся. Но есть люди, которым все равно. И есть такие, которые хотят воевать. Мне приходится регулярно слышать такое. Кто-то говорит: чтобы ситуация улучшилась, надо, чтобы пролилась кровь, чтобы два миллиона человек погибли здесь, в стране. Я им говорю: что за чушь вы несете?! Из-за кризиса стало много сумасшедших — такое можно услышать и в лагере правых, и левых, и консерваторов… Это часто бывает теперь. В «Твиттере» читаешь, что пишет человек — думаешь, он нормальный, а он хочет убить Мадуро на площади Боливара! Но есть и сторонники Мадуро, которые примерно то же самое пишут о Гуайдо. Хотя я их понимаю, конечно, — такие времена настали.

Фотографии: Natacha Pisarenko/AP/TASS; Vicente Quintero

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Поправки Путина погоду не меняют Поправки Путина погоду не меняют

Есть ли реальный смысл в изменении Конституции

Русский репортер
Закат сверхдредноутов: линкор «Бисмарк» Закат сверхдредноутов: линкор «Бисмарк»

Германские корабелы всегда славились умением создавать незаурядные корабли

Популярная механика
Гадание на санкции Гадание на санкции

Чего ждать от потепления отношений России и США?

Деньги
Экономика на вере. Как рост ВВП зависит от культуры доверия Экономика на вере. Как рост ВВП зависит от культуры доверия

Экономика на вере. Как рост ВВП зависит от культуры доверия

Forbes
Читаем Читаем

Книги о мечтателях, бунтарях, романтиках, о тех, кто не сдается и меняет правила

СНОБ
Найти двойника, чтобы выжить: как люди приходят в благотворительность Найти двойника, чтобы выжить: как люди приходят в благотворительность

Почему и как люди приходят в сферу благотворительности

Cosmopolitan
Как брать одежду напрокат Как брать одежду напрокат

Рассказываем, почему арендованные платья и сумки становятся все популярнее

Vogue
Нечто человеческое. Как научиться признавать свои слабости Нечто человеческое. Как научиться признавать свои слабости

Почему руководитель должен признавать человеческую часть себя?

Forbes
Где остановиться в Турции любителям живописной природы Где остановиться в Турции любителям живописной природы

Сеть отелей Voyage предлагает этим летом отдохнуть в непревзойденных пейзажах

Vogue
Новый взгляд Новый взгляд

Винтажный магазин — сокровищница для модников

Добрые советы
Нет платья — нет планов Нет платья — нет планов

Дизайнер Белла Потёмкина уверена, что женственность никогда не выйдет из моды

OK!
«Проект» узнал о «нерушимом соглашении» Владимира Гусинского с властями «Проект» узнал о «нерушимом соглашении» Владимира Гусинского с властями

«Проект» узнал о «нерушимом соглашении» Владимира Гусинского с властями

Forbes
Как выжить в режиме цейтнота? Как выжить в режиме цейтнота?

Юрий Башмет о том, как выбраться из-под завала дедлайнов

GQ
Абонент в сети Абонент в сети

Иляна Эрднеева созвонилась с одним из главных комиков страны Ильей Соболевым

Glamour
Игра преображения Игра преображения

Кристиан Бейл изменился до неузнаваемости и стал главным фаворитом «Оскара»

Glamour
Осторожно: гаджеты! Осторожно: гаджеты!

Можно ли снизить вред от гаджетов, не отказываясь от них совсем?

Лиза
Volkswagen Multivan T5: бизнес и не только Volkswagen Multivan T5: бизнес и не только

Запас прочности Volkswagen Multivan T5

АвтоМир
Байкер-революционер Байкер-революционер

Самая негероическая биография Че Гевары — история не революции, но дружбы

Дилетант
Ангелина Стречина. В ритме танца Ангелина Стречина. В ритме танца

Интервью с актрисой Ангелиной Стречиной

Караван историй
Испытание огнем: как SpaceX готовит корабль Незнайки к полету на Луну Испытание огнем: как SpaceX готовит корабль Незнайки к полету на Луну

Испытание огнем: как SpaceX готовит корабль Незнайки к полету на Луну

Forbes
4 случая, когда простые люди повели себя как герои боевиков 4 случая, когда простые люди повели себя как герои боевиков

4 случая, когда простые люди повели себя как герои боевиков

Maxim
Пап-культура Пап-культура

У каких пап дочери вырастают счастливыми?

Добрые советы
Кошмарный сон Актера Фролова Кошмарный сон Актера Фролова

Как бездомные выживают в московском лесу

Русский репортер
«Задушить единорога»: не бегите от душевной боли «Задушить единорога»: не бегите от душевной боли

Убежать от жизненных неурядиц проще, чем столкнуться с ними лицом к лицу

Psychologies
А не рвануть ли нам в Узбекистан? 5 причин, почему тебе там понравится А не рвануть ли нам в Узбекистан? 5 причин, почему тебе там понравится

Ты в курсе, сколько всего интересного в Узбекистане

Playboy
Ради чего ехать на третий фестиваль Ikra в Сочи Ради чего ехать на третий фестиваль Ikra в Сочи

Ради чего ехать на третий фестиваль Ikra в Сочи

Vogue
Спецзоны для олигархов. Как внутренним офшорам выиграть гонку за капитал Спецзоны для олигархов. Как внутренним офшорам выиграть гонку за капитал

Смогут ли внутренние офшоры заменить зарубежные юрисдикции для олигархов

Forbes
Хватит пытаться стать «лучшей версией себя» Хватит пытаться стать «лучшей версией себя»

Хотите помочь себе?

Psychologies
Российский рынок акций стал вторым по доходности после бразильского Российский рынок акций стал вторым по доходности после бразильского

Российский рынок акций стал вторым по доходности после бразильского

Forbes
Обогатиться за счет Amazon: инструкция для стартапера Обогатиться за счет Amazon: инструкция для стартапера

Американский рынок по-прежнему доступен для российских стартапов

Forbes
Открыть в приложении