Общество говорящих, которых не слушают
Быть услышанным значит получить признание своей уникальности, подтверждение своего существования. Это, наверное, самое распространенное в наши дни стремление – но в то же время самое рискованное. Как в окружающем шуме сделать так, чтобы нас было слышно? Как разговаривать «по-настоящему»?
«Никогда еще мы столько не общались, не говорили, не писали. Коллективно, чтобы спорить или предлагать, обличать или объединять, и индивидуально – чтобы выразить свою личность, потребности и желания. Но есть ли ощущение, что нас действительно слышат? Далеко не всегда. Есть разница между тем, что (как нам кажется) мы говорим, – и тем, что мы говорим на самом деле; между тем, что слышит другой, – и тем, что, как мы думаем, он слышит. К тому же в современной культуре, где самопрезентация – одна из важнейших задач, а скорость – новая модальность отношений, речь уже не всегда предназначена для того, чтобы навести мосты между людьми.
Сегодня мы ценим индивидуальность и все больше интересуемся собой, пристальней вглядываемся внутрь себя. «Одним из следствий такого внимания становится то, что значительная часть общества ставит на первое место необходимость проявиться в ущерб умению воспринять», – замечает гештальт-терапевт Михаил Кряхтунов. Нас можно назвать обществом говорящих, которых никто не слушает.
Послания в никуда
Новые технологии выводят наше «Я» на авансцену. Социальные сети сообщают всем желающим, как мы живем, о чем думаем, где находимся и что едим. «Но это высказывания в режиме монолога, речь, которая не обращена ни к кому конкретно, – считает системный семейный психотерапевт Инна Хамитова. – Возможно, это выход для стеснительных людей, которые слишком опасаются негативной обратной связи в реальном мире». Они получают возможность заявить о своих взглядах и самоутвердиться, но одновременно рискуют законсервировать страхи и застрять в виртуальном пространстве.
В музеях и на фоне достопримечательностей все делают селфи – кажется, никто не смотрит ни друг на друга, ни на те шедевры, ради которых оказались в этом месте. Количество посланий-образов во много раз превышает количество тех, кто может их воспринять. «В пространстве отношений переизбыток того, что вкладывается, в отличие от того, что берется, – подчеркивает Михаил Кряхтунов. – Каждый из нас стремится заявить о себе, но в конечном итоге это ведет к одиночеству». Транслируя нечто о себе, мы не знаем, есть ли кто-то на другом конце провода. Мы не встречаем отклика и на виду у всех становимся невидимыми. Но было бы неверно винить во всем средства связи. «Если бы у нас не было потребности в них, они бы просто не появились, – считает Михаил Кряхтунов. – Благодаря им мы можем обменяться сообщениями в любой момент. Но наши контакты становятся все более быстрыми и уже в силу одного этого – менее глубокими». И это относится не только к деловым переговорам, где на первом месте точность, а не эмоциональная связь. Мы нажимаем на кнопку «помахать», даже не разбираясь, кому мы машем и кто машет в ответ. Библиотеки эмодзи предлагают картинки на все случаи жизни. Смайлик – веселье, другой смайлик – грусть, сложенные ручки: «молюсь за тебя». Есть и готовые фразы для стандартных ответов. «Чтобы написать «люблю тебя», достаточно нажать на кнопку один раз, уже даже не надо набирать букву за буквой, – продолжает гештальт-терапевт. – Но слова, не требующие ни обдумывания, ни усилия, обесцениваются, утрачивают личностный смысл». Не потому ли мы стараемся усиливать их, добавляя к ним «очень», «в самом деле», «честно-честно» и тому подобное? Они подчеркивают наше страстное желание донести до других свои мысли и эмоции – но также и неуверенность в том, что это удастся.