Чем заполнить пустоту в аудиториях вузов, когда онлайн-курсы вытеснят лекции

Русский репортерОбщество

Как смешать образование

Чем заполнить пустоту в аудиториях вузов, когда онлайн-курсы вытеснят лекции

Текст: Андрей Константинов

Цифровая революция дошла до высшего образования — российские вузы начинают встраивать в учебные программы онлайн-курсы и готовятся к тому, чтобы заменить изрядную часть лекций занятиями по Сети, перейдя к новой модели обучения — «смешанному образованию». В Минобрнауки собираются обязать вузы зачитывать студентам курсы, пройденные на онлайн-платформах. Мы поговорили с создателями новой цифровой обучающей среды, чтобы узнать, каким они видят будущее образования

— Наша миссия — сделать мир таким, чтобы любой человек в любом месте планеты мог изменить жизнь, получив доступ к самому лучшему образованию. Этот девиз придумали два профессора информатики из Стэнфорда, создавшие Coursera.

В Высшей школе экономики выступает Никхил Синха, директор по развитию бизнеса Coursera — самого популярного провайдера онлайн-курсов в мире.

Нихил Синха, директор по развитию бизнеса Coursera

— У нас сейчас зарегистрировано 28 миллионов человек, — отчитывается Синха об успехах платформы, дающей возможность человеку из любого захолустья пройти онлайн-обучение в лучших вузах мира не вставая с дивана. — А всего на Coursera регистрировалось 112 миллионов слушателей. Из них пять миллионов — из России и стран бывшего СССР.

— А как же языковой барьер?

— Больше половины русских слушателей записываются на англоязычные курсы. Но у нас уже 156 русскоязычных курсов от восьми ведущих российских вузов; кроме того есть, например, очень популярные курсы по анализу данных от Яндекса. Только за последний год число курсов на русском выросло в два раза. И, судя по их популярности, тенденция очевидна — русскоязычные слушатели хотят слушать курсы на русском языке, разработанные ведущими российскими вузами.

— Массовые открытые онлайн-курсы называли «университетом для миллиардов». Недавно Coursera ввела плату за обучение. Но ведь в бедных странах живет масса людей, которые не смогут заплатить, даже если стоимость обучения будет невелика. Вы больше не университет для миллиардов? — беспокоюсь я.

— Весь контент, который есть у нас на платформе, бесплатен и общедоступен. Платят только за проверку тестов и другие формы обратной связи, а также за сертификат, подтверждающий, что вы успешно закончили курс. В России это стоит 29 долларов. Число учащихся, которые проходят онлайн-курсы платно, в России выросло на 83% за последний год. Это интересная тенденция: они не просто хотят прослушивать курсы, а вовлекаются в обучение и получают конкретный результат. Но вы верно заметили: в бедных странах многие люди не могут позволить себе заплатить даже такую сумму! Им мы предоставляем финансовую помощь. Треть наших выпускников в мире получает сертификат бесплатно, подав заявку на финансовую помощь — это очень просто.

— Какие курсы популярней всего?

— Самый большой спрос на курсы по бизнесу и предпринимательству, науке о данных и программированию. Прямо сейчас самый популярный контент на Coursera — серия курсов по машинному обучению. Это закономерно: люди стремятся овладеть новыми и нужными профессиями, а работодатели хотят заполучить квалифицированный персонал.

Великий уравнитель

— Онлайн-образование — мощнейший инструмент демократии, великий уравнитель, дающий людям одинаковые возможности. Наступает время, когда ни бедность, ни низкий социальный статус, ни место проживания не смогут помешать получить хорошее образование, — Анант Агарвал, президент EdX — еще одной крупнейшей платформы онлайн-обучения, почти слово в слово повторяет «символ веры» Синхи.

Анант Агарвал, президент EdX, создает свой онлайн-курс прямо на планшете

EdX, проект, выкладывающий в сеть учебные курсы Гарварда и Массачусетского технологического института (по мнению многих — двух лучших вузов мира), посещают миллионы слушателей со всей планеты. Coursera и EdX —– две самые массовые платформы среди МООКов, массовых открытых онлайн-курсов, — самого революционного явления в сфере образования в новом веке. МООКи — наследники дистанционного образования индустриальной эпохи, главными инструментами которого были почта, телевидение и радио. Интернет вдохнул в дистанционное образование новую жизнь, сделал его достоянием масс. Главная особенность онлайн-курсов по сравнению с обучающими видеороликами в YouTube — обратная связь: студенты выполняют домашние задания, участвуют в дискуссиях, оценивают друг друга.

Взрывной рост спроса на новую форму обучения отчасти объясняется модой и эффектом новизны, отчасти «халявой» (большинство курсов бесплатны или требуют плату лишь за сертификат), а отчасти притягательной инновационно-футуристической атмосферой «образования будущего». Но все же главное, что заставляет садиться за учебу, — потребность людей в качественных знаниях.

Школа-супермаркет

Две трети учащихся на онлайн-курсах — взрослые люди, уже закончившие университет, но не собирающиеся прекращать учебу.

— Образование должно стать непрерывным, а не заканчиваться после четырех лет колледжа, — объясняет Агарвал. — Мы ищем как можно более гибкий подход к наполнению курсов, чтобы каждый мог подбирать удобные для себя содержание и форму обучения.

Принципиальным требованием к образованию будущего становится персонализация. Сфера образования для взрослых должна работать как супермаркет, предлагая набор всевозможных образовательных услуг, на основе которых человек будет составлять собственную образовательно-карьерную траекторию, обучаясь на протяжении всей жизни — в своем темпе, по индивидуальной программе.

Одним из главных преимуществ онлайн-курсов как раз и стала такая индивидуализация образования (это, кстати, тренд далеко не только в образовании: настает эпоха персонализированной медицины, кастомизированной индустрии и т. д.). Учащийся подбирает себе курсы, преподавателей, темп обучения, собирая собственную образовательную программу как конструктор из множества имеющихся в сети «деталей». Выбор, даваемый МООКами, огромен: многие тысячи курсов от сотен лучших вузов мира.

— Искусственный интеллект и анализ больших данных дают небывалые возможности для персонализации обучения, — продолжает Агарвал. — И главный потенциал ближайшего развития МООКов я вижу как раз в лучшей обработке собираемых данных, большей опоре на них. Учащийся должен получать постоянную обратную связь, например узнавать, какие типичные ошибки он совершает. Уже прослеживается четкая тенденция: чем больше курс персонализирован, тем он популярнее.

Довольно скоро, видимо, появятся виртуальные персональные ассистенты-наставники, контролирующие весь учебные процесс. Системы анализа текста с искусственным интеллектом уже сейчас вполне способны оценивать не только стандартизированные тесты, но и творческие задания вроде сочинений или эссе, и давать студентам обратную связь. Другой распространенный вариант проверки основывается на краудсорсинге — студенты проверяют работы друг друга, каждый становится тьютором для однокашников, а это мотивирует и здорово помогает закрепить материал.

Университеты уходят в сеть

Но МООКи — это совсем не только про дополнительное образование, но и про самое что ни на есть основное. В высшем образовании назрела революция — эксперты и футурологи пугают друг друга заявлениями о том, что традиционным университетским курсам приходит конец. Зачем ходить на лекции, если их можно слушать за монитором, а главное — в исполнении лучших профессоров мира? И речь не только о лекциях: онлайн-курсы начинают выстраивать в длинные образовательные цепочки, от получения базовых знаний до специализации; их дополняют системой найма, получая эффективный механизм отбора студентов со всего мира.

— Мы, конечно, не ставим целью полностью заменить университеты, — говорит Агарвал. — Онлайн-образование — не альтернатива очному, а важное дополнение к нему, они должны работать в синергии. Мы хотим создать модель обучения, где онлайн-лекции будут перемежаться с очными занятиями. При таком смешанном типе обучения аудиторное время в вузах высвободится для практической работы, семинаров и дискуссий. А еще мы предоставляем университетам инструмент для исследования их систем обучения и оценки того, как студенты усваивают материал. Пусть сравнивают эффективность разных способов обучения и сами подбирают соотношение очных и онлайн-занятий.

Идея о том, что массовые онлайн-курсы — важнейшая часть образования ближайшего будущего, набирает силу и в России. Профессор Агарвал приезжал в Москву делиться опытом на конференцию по новым образовательным технологиям EdCrunch, главной темой которой как раз и было смешанное обучение, то есть внедрение онлайн-инструментов в традиционные форматы образования. Форум проходил при поддержке Минобрнауки, где всерьез озаботились темой онлайн-образования, а премьер-министр потребовал разработать и встроить в университетские программы отечественные ресурсы онлайн-образования.

Среди университетов, которые сотрудничают с EdX, уже есть несколько русских. На сайте можно записаться, например, на курс «Как побеждать в соревнованиях программистов: секреты чемпионов» от питерского ИТМО, студенты которого уже шесть раз становились чемпионами мира по спортивному программированию.

Никхил Синха тоже говорит о смешанном образовании: Coursera сотрудничает с Высшей школой экономики, опубликовавшей на этой платформе уже более 70 собственных курсов и внедряющей модель смешанного обучения в образование своих студентов.

Это действительно взрыв

— Среди слушателей онлайн-курсов ВШЭ на Coursera 68% — иностранцы. У нас есть слушатели из Кюрасао, Бурунди, с Мадагаскара, Мальдивов, из Буркина-Фасо, даже из Северной Кореи, — без шпаргалки перечисляет Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики.

— А какие ваши курсы пользуются наибольшей популярностью?

— По структуре данных, по введению в машинное обучение — мы их разработали совместно со Школой анализа данных Яндекса. Но среди лидеров есть и другие — например, эконометрика и философия культуры.

— Что происходит с образованием в связи со взрывным ростом онлайн-курсов?

— Это действительно взрыв! Могу предположить, что через десять лет онлайн-курсы станут частью любого образования. И уж, конечно, обязательной частью — вероятно, даже основным компонентом — дополнительного образования, то есть образования, которое человек выбирает для себя сам после окончания вуза.

Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики

Особенности национального псевдообразования

— Есть два направления использования онлайн-курсов в образовании, — продолжает Кузьминов. — Во-первых, заполнение почти пустого сейчас слота дополнительного образования. У нас дополнительно обучается менее 20% взрослых, а в Германии, например, больше 40%, в Швеции — больше 60%. Думаю, что в течение ближайших десяти лет резко увеличится количество взрослых в России, включенных в обучение.

Второе же направление специфично для России и похожих на нее стран — Бразилии, Индии, Китая, где спрос на качественное высшее образование очень велик, а возможность удовлетворить его значительно меньше. С этим связана известная российская проблема «общего высшего образования» — псевдообразования, когда ты учишься на инженера, но реально получаешь на первых двух курсах базовые навыки, а после этого машешь рукой на обучение. Это бессмысленная растрата сил и государства, и университета, и самого студента.

Должен произойти сдвиг в пользу реально востребованного образования. Я уверен, что это все равно будет высшее образование: сегодня спрос на него в России обусловлен тем, что высшее образование стало основной социальной установкой. 75% опрошенных родителей говорят, что их дети обязательно должны получить высшее образование. Это один из самых высоких приоритетов для людей, символ социальных гарантий будущего. Перед нами очень серьезная проблема — как поднять качество высшего образования. И магистральным путем решения этой проблемы я считаю включение онлайн-курсов в образование, замещение ими слабых вузовских курсов.

Фактически мы сейчас создали национальную платформу открытого образования, там уже 217 курсов от лучших университетов России — для Coursera мы делаем более общие курсы, меньше «разжевываем», а для национальной платформы создаем практически полную копию наших очных учебных курсов.

Менеджеры и инженеры EdX устроили мозговой штурм за столом из коробок

Университет будущего

— А нужны ли онлайн-курсы самой ВШЭ?

— Мы у себя тоже активно внедряем онлайн-курсы. Даже в сильных исследовательских университетах должна быть конкуренция преподавателям со стороны онлайн-курсов: она поможет держать нас в тонусе. У нас есть линейки курсов, которые студент выбирает из тех, что мы предлагаем онлайн, и они сейчас становятся обязательными, включаются в учебный план. В 2016–2017 учебном году мы уже включили 350 онлайн-курсов в учебные планы. Выбрать, кстати, можно не только из курсов ВШЭ — если студент находит онлайн-курс по той же дисциплине, скажем, в Гарварде, и хочет зачесть его, это тоже возможно. Наша конечная цель — внедрить такую модель смешанного обучения во все образовательные программы.

— Но не все же лекции заменять онлайн-курсами?

— Думаю, в итоге доля онлайн-обучения в учебных программах исследовательских университетов должна составлять 10–15%, в университетах, которые дают профессиональное обучение, — 30–40%, а в большинстве университетов — как раз в тех, что дают так называемое «общее высшее образование», — от 70 до 100%. Напомню о том, что 45% российских студентов — заочники. Считать, что мы можем ухудшить их положение, перейдя на онлайн-курсы, мягко говоря, странно.

— Представляю себе средний вуз — с опустевшими аудиториями… Высвободится ведь огромное количество ресурсов: помещения, время преподавателей, деньги. На что это будет тратиться?

— Для большей части российских вузов это огромный шанс сосредоточить ресурсы и, наконец, поддержать те научные школы и лаборатории, которые там все еще существуют, но страдают из-за недостатка финансирования. Вуз не может жить, не проводя исследований. А высвободившиеся помещения превратятся в коворкинги для студентов…

— Но не всем же быть исследователями. Чем студенты будут там заниматься?

— Проектной работой. Вообще любой университет — это сочетание исследовательской и проектной работы, направленной на практическую реализацию знаний. Даже в «Вышке», при всей нашей ориентации на исследования, доля проектной работы студентов составляет примерно две трети всего времени.

— А с точки зрения содержания как должны измениться учебные программы?

— Компетенции будущего, которые видятся нам из сегодняшнего дня, — это в первую очередь цифровая культура. Еще в школе должны быть сформированы ее основы: умение вести поиск, умение отбирать нужную информацию в потоке данных.

Важнейшая задача для вузов — научить работе с большими данными. Мы вводим сейчас во всех без исключения образовательных программах, включая филологов и философов, курсы по работе с большими данными.

Другое перспективное направление — коммуникации. Не надо забывать, что мы для окружающих — часть того потока информации, который перед ними протекает. Если мы хотим обратить на себя внимание, то должны быть заметными. А значит, нужно развивать компетенции в области дизайна, создания презентаций и просто коммуникационные навыки — взаимопонимания, работы в группе, поддержания интереса аудитории.

— Не окажется ли так, что онлайн-курсы — это просто модное веяние, которое пройдет, как любая мода, не затронув основ образования?

— В отношении цифровой культуры мы сейчас находимся в положении русских бояр, которым начали брить бороды. Есть ощущение, что все это как бы необязательно — вот помрет царь, и бороды снова отрастут… Постепенно это ощущение пройдет.

Кто учится на онлайн-курсах

Coursera

655 тысяч человек из России учится сейчас на онлайн-курсах платформы Coursera. Основная аудитория курсов в России — молодые специалисты; возраст трех четвертей участников — от 23 до 39 лет. 57% российских пользователей Coursera сообщили, что основной мотив обучения — расширение карьерных возможностей.

EdX

Средний возраст обучающихся — 29 лет

Старшеклассники (13–18 лет) — 4%

Студенты вузов (19–24 года) — 26%

Люди, продолжающие свое обучение (старше 25 лет) — 70%

Где найти подходящий курс на русском языке?

Сейчас самый удобный способ записаться на курсы, созданные в России, — это выбрать курс на https://online.edu.ru/ru/. «Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации» — так называет Минобрнауки этот свой проект, аккумулирующий на данный момент почти 500 онлайн-курсов от 14 образовательных платформ и предоставляющий к ним доступ по принципу «одного окна».

Фотографии: The edX Media Library; coursera.org; Сергей Бобылев/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Опознанные объекты Опознанные объекты

Esquire рассказывает историю тоталитарной секты Heaven’s Gate

Esquire
Джозефу Пулицеру — 177 лет: кем был создатель главной журналистской премии Джозефу Пулицеру — 177 лет: кем был создатель главной журналистской премии

История создателя «Оскара» в журналистике — журналиста Джозефа Пулицера

Правила жизни
Ирина Мирошниченко: «Я дала понять Андрею Тарковскому, что я замужем» Ирина Мирошниченко: «Я дала понять Андрею Тарковскому, что я замужем»

Актриса Ирина Мирошниченко рассказывает о своей молодости и начале карьеры

Коллекция. Караван историй
Топ-5 самых странных игровых консолей в истории — от 1970-х до 2020-х Топ-5 самых странных игровых консолей в истории — от 1970-х до 2020-х

Самые необычные игровые консоли

CHIP
Range Rover Classic от Vinile – рестомод, сделанный «по фану» Range Rover Classic от Vinile – рестомод, сделанный «по фану»

Vinile «переосмысляет» подход к восстановлению классических внедорожников

4x4 Club
Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги

Специалист в области разработки ПО — о том, для чего нам нужен и не нужен ИИ

Монокль
Что такое «зима искусственного интеллекта» и когда ее ждать Что такое «зима искусственного интеллекта» и когда ее ждать

Что происходит во время «зимы искусственного интеллекта»?

ТехИнсайдер
«Перезапуск будущего. Как „починить“ нематериальную экономику» «Перезапуск будущего. Как „починить“ нематериальную экономику»

Связь между нематериальной экономикой и усугублением проблемы неравенства

N+1
Петербург будущего Петербург будущего

Экскурсия по Северной столице от Льва Лурье и новое поколение гидов-урбанистов

Собака.ru
Семь бед — одно вранье Семь бед — одно вранье

Почему барон Мюнхгаузен нужен во все эпохи

Weekend
От проверки юрлица до отзывов: 13 шагов для выбора программы допобразования От проверки юрлица до отзывов: 13 шагов для выбора программы допобразования

О том, как избежать образовательных продуктов, которые не несут ценности

Forbes
RF-лифтинг, эндосфера и душ Шарко: как быстро привести тело в порядок RF-лифтинг, эндосфера и душ Шарко: как быстро привести тело в порядок

Процедуры, которые помогут скорректировать фигуру в короткие сроки

Здоровье
Никита Ефремов: «Мне кажется, важно всегда быть открытым» Никита Ефремов: «Мне кажется, важно всегда быть открытым»

Никита Ефремов о том, что общего между актерским ремеслом и дзен-буддизмом

Ведомости
От полезных советов до создания ИИ-жен: как люди используют чат-ботов От полезных советов до создания ИИ-жен: как люди используют чат-ботов

Как люди пользуются персонифицированными чат-ботами?

Inc.
Борьба со старением: новые подходы и тренды Борьба со старением: новые подходы и тренды

Что сегодня предлагает от старения превентивная медицина?

РБК
10 вещей, которые нельзя стирать вместе, если ты не хочешь, чтобы они износились раньше времени 10 вещей, которые нельзя стирать вместе, если ты не хочешь, чтобы они износились раньше времени

Какие вещи никогда не следует совмещать в стиральной машине?

VOICE
Есть, чтобы жить Есть, чтобы жить

Люди в три раза меньше болели бы раком, если бы только правильно питались

Лиза
Как сохранить близость с детьми, даже когда они становятся взрослыми Как сохранить близость с детьми, даже когда они становятся взрослыми

Если вы хотите, чтобы ваши дети всегда доверяли вам, следуйте этим советам

Inc.
Роковая любовь в «эпоху джаза»: что вдохновило Фрэнсиса Скотта Фицджеральда на создание «Великого Гэтсби» Роковая любовь в «эпоху джаза»: что вдохновило Фрэнсиса Скотта Фицджеральда на создание «Великого Гэтсби»

Почему «Великого Гэтсби» можно считать пророчеством для американской мечты?

Правила жизни
Как Шаболовка, но в 4 раза выше: мы нашли самый высокий гиперболоид мира Как Шаболовка, но в 4 раза выше: мы нашли самый высокий гиперболоид мира

Canton Tower – самый высокий гиперболоид мира

ТехИнсайдер
Когда медицинские практики прошлого у нас в крови… Когда медицинские практики прошлого у нас в крови…

На протяжении почти 2000 лет для лечения болезней использовалось кровопускание

Знание – сила
Блеск и несчастья «Великого Гэтсби» Блеск и несчастья «Великого Гэтсби»

Краткая история главного американского произведения 1920‑х

Weekend
Как называют самцов мухи, божьей коровки и других животных Как называют самцов мухи, божьей коровки и других животных

Как называют самцов и самок разных животных?

Maxim
Как первый полет в космос повлиял на моду и дизайн: от русского космизма до визуальной культуры после Гагарина Как первый полет в космос повлиял на моду и дизайн: от русского космизма до визуальной культуры после Гагарина

Как философия русского космизма сформировала визуальную культуру XX-XXI веков?

ТехИнсайдер
«У художника нет цели — только путь» «У художника нет цели — только путь»

Зорикто Доржиев о том, как искать себя в легендах и находить на Christie’s

Weekend
8 самых грустных фильмов про собак 8 самых грустных фильмов про собак

Эти фильмы про собак точно тронут вас за душу

Maxim
В одной упряжке В одной упряжке

Нарты и собаки: как романтика каюров стала частью туризма

Отдых в России
Вновь о темной материи Вновь о темной материи

Проблема темной материи всерьез привлекает ученых

Знание – сила
Мария Мацель: «Теперь наконец я могу делать и что-то свое» Мария Мацель: «Теперь наконец я могу делать и что-то свое»

Актриса Мария Мацель — о том, как снимаются фильмы-сны

Ведомости
Простой способ повысить психологическую устойчивость и настроиться на позитив Простой способ повысить психологическую устойчивость и настроиться на позитив

Одно упражнение для поддержания психологической устойчивости

Inc.
Открыть в приложении