О том, чему может научить особый театр актеров и зрителей

Русский репортерКультура

7 вопросов Наталье Поповой, режиссеру и психологу. Об инклюзивном театре

Мария Пази

21–23 февраля в Центре им. Вс. Мейерхольда прошел «ПроТеатр» — VI международный фестиваль особых театров, в которых играют люди с такими диагнозами, как глухота, слепота, синдром Дауна, аутизм, ДЦП. Эти постановки рассказывают о том, о чем мы не имеем представления: как видит мир и что ощущает человек с инвалидностью. «РР» поговорил с куратором фестиваля, руководителем театра «Круг» и клиническим психологом Натальей Поповой об инклюзивном театре в России и о том, чему может научить особый театр актеров и зрителей.

1В чем сверхзадача фестиваля «ПроТеатр»?

До появления «ПроТеатра» в России не существовало инклюзивных театральных фестивалей. «ПроТеатр» за время существования стал одним из самых значимых культурных событий в сфере инклюзии. Наш фестиваль — это не только спектакли, это лаборатория, дискуссии, лекции, мастер-классы. Это площадка для развития, популяризации и изучения инклюзивного театра. Ведь у особого театра особая миссия в культурной жизни: он заставляет задуматься об истоках культуры, ее ценностях, о роли театра в развитии человека.

2Почему «ПроТеатр» проводится только раз в три года?

Такая регулярность неслучайна: в России довольно медленно развивается инклюзивный театр. Ведь любой театр — это комплекс социально-экономических проблем и вопросов, которые еще сложнее решать силами инклюзивного коллектива. За три года успевают развалиться случайные проекты и обновить репертуар стабильные коллективы. Кроме того, мало специалистов в области, а требования к их компетентности высоки. И нет языка театральной критики, чтобы писать об особом театре.

3Вы сталкивались с тем, что в сторону особенных театров посматривают с жалостью или, хуже, — с нездоровым любопытством?

Все сильно зависит от конкретной постановки режиссера, игры актеров. Если мы не видим реальности присутствия актера, его собственного труда, — это печально. К сожалению, иногда бывает, что человек с ментальной инвалидностью даже не понимает, что находится на сцене. В этом случае остается только жалеть режиссера и испытывать обиду за конкретного человека с инвалидностью. Но на наших фестивалях умный, доброжелательный, готовый к экспериментам зритель. И мы стараемся его не разочаровывать. Показываем только лучшие постановки инклюзивного театра. Я думаю, в нашем обществе начинают привыкать к людям с инвалидностью, а значит, со временем придет понимание, что и им необходимо символизировать свою телесность и способы существования. Социальное и культурное разнообразие будет восприниматься как благо, а не как повод для противоречий. Фестиваль работает на это: чтобы все мы пробовали быть вместе.

4Кто актеры вашей студии?

Спектр, который охватывает студия «Круг», очень широк — от актеров с тяжелыми расстройствами до актеров с психологическими проблемами, но без инвалидности, и обычных профессиональных актеров. В нашем коллективе работа с разными актерами практически не отличается, ведь «Круг» — это пластический театр. Основной язык наших постановок — язык выразительного тела. А все тела выразительны по-своему, и задача режиссера — обнаружить эту уникальность. Поэтому все в «Круге» проходят одинаковую подготовку: глубокую работу с телом, развитие телесной эмпатии, импровизации. Это позволяет наладить общение не только на сцене, но и в жизни. Поэтому «Круг» — это театр для жизни. И я бы не делила актеров на тех, кто «с особенностями» и «без», поскольку актеров без особенностей не встречала. В наших проектах участвуют и профессиональные актеры, для которых это пространство тоже становится мощной развивающей средой.

5Как строится особый театр, в чем его отличие?

В инклюзивном театре главное лицо — актер, человек каков он есть. Ведь особый театр исходит из психофизики актера с инвалидностью. Режиссер не должен ограничиваться придумыванием «упаковки» для участия в действе человека с инвалидностью. Режиссерские идеи и сюжет должны работать на открытие аутентичности и подлинности существования актера на сцене. Это и есть самое интересное в особом театре.

6Что бы вы хотели показать своему зрителю?

Прежде всего то, что человек — это не только интеллект. Разнообразны формы его существования, его восприятия, ценностей, способов общения. Все это огромные ресурсные области культуры, а не незначительные ее уголки.

7Как меняется отношение к инклюзивным театрам?

Из года в год «ПроТеатр» проходит с аншлагами. Каждый год обновляется аудитория. Все больше на постановки приходит молодежи и людей, любящих театр. Зрителям становится очевидно, что этот театр решает не только социальные, но и эстетические задачи. Кроме того, на фестивале много молодых волонтеров — они переводят, сопровождают группы, снимают, помогают с организацией. Без них фестиваль не состоялся бы. Это открытые творческие люди, специалисты нового поколения, для которых инклюзия — норма.

Фотографии: из личного архива Натальи Поповой

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рейтинг рантье Рейтинг рантье

Рынок коммерческой недвижимости оживает

Forbes
Модник Цукерберг: как миллиардеры Кремниевой долины научились стильно одеваться Модник Цукерберг: как миллиардеры Кремниевой долины научились стильно одеваться

Все чаще известные предприниматели выходят на публику в стильных костюмах

Forbes
Ия Майбук: «Мы не настолько обеспечены, чтобы быть меценатами» Ия Майбук: «Мы не настолько обеспечены, чтобы быть меценатами»

Интернет-магазин прочитанных книг — это и благотворительная история, и бизнес

Русский репортер
Как научиться быстро печатать на клавиатуре: правильная методика и эффективные тренажеры Как научиться быстро печатать на клавиатуре: правильная методика и эффективные тренажеры

Быстрая печать - необходимый навык в современном мире

CHIP
Сальвадор Дали в Москве: сюр, очередь и Бог Сальвадор Дали в Москве: сюр, очередь и Бог

Что важнее — шедевры искусства или фончики для «Инстаграма»

Русский репортер
6 фильмов и сериалов с самыми чувственными постельными сценами ever 6 фильмов и сериалов с самыми чувственными постельными сценами ever

Идеальный выбор для романтичного и одинокого вечера

Playboy
Открыть огонь! Открыть огонь!

Приготовление кебаба — почти священнодействие

Вокруг света

О плюсах и минусах нового сериала «Охотники» — кинокритик Андрей Загудаев

Esquire
Фантастический сюжет Фантастический сюжет

Кем стал никогда не бросавший пера Проспер Мериме?

Наука и жизнь
10 фактов о фильме «Берегись автомобиля» 10 фактов о фильме «Берегись автомобиля»

Зачем нам Зорро и Робин Гуд, когда у нас есть Юрий Деточкин

Maxim
Лучшие фильмы о любви с разницей в возрасте: 16 незабываемых картин Лучшие фильмы о любви с разницей в возрасте: 16 незабываемых картин

Говорят, возраст — это всего лишь число

Playboy
Не надо стесняться Не надо стесняться

Некогда теневой игрок женского гардероба становится главным героем сезона

Vogue
«Soprano Турецкого» об отношениях с мужчинами, амбициях и сексуальности «Soprano Турецкого» об отношениях с мужчинами, амбициях и сексуальности

Солистки «Soprano Турецкого» рассказали, как совмещают личную жизнь с работой

Cosmopolitan
«Никогда, редко, иногда, всегда»: на «Берлинале» показали подростковую драму про аборт «Никогда, редко, иногда, всегда»: на «Берлинале» показали подростковую драму про аборт

О работе режиссера Элизы Хиттман — драме о девушке, собирающейся сделать аборт

Forbes
Звезда родилась Звезда родилась

Всегда ли альтернативные роды — это лучшее решение для мамы и ребенка

Vogue
Воспоминания внука Константина Рокоссовского о деде Воспоминания внука Константина Рокоссовского о деде

Журналистка Ариадна Рокоссовская написала книгу «Утро после Победы»

СНОБ
Обещал на руках носить: 7 мужчин, решившие увековечить на своих телах женские имена (и их истории) Обещал на руках носить: 7 мужчин, решившие увековечить на своих телах женские имена (и их истории)

Семеро мужчин рассказывают, как они увековечили на своих телах женские имена

Esquire
Эмоциональная трезвость. Как грамотно оценить свои силы в работе Эмоциональная трезвость. Как грамотно оценить свои силы в работе

В бизнесе женщине довольно часто приходится защищать свою правду и интересы

Forbes
«Я рисковый человек: лечу на край света без оглядки!» «Я рисковый человек: лечу на край света без оглядки!»

Актриса Наталья Рудова дебютирует в роли телеведущей реалити «Место под солнцем»

OK!
Дневники Берлинале-2020: Джонни Депп борется с экологическими преступниками, а итальянский художник страдает Дневники Берлинале-2020: Джонни Депп борется с экологическими преступниками, а итальянский художник страдает

Пролетели первые дни с начала Берлинского кинофестиваля

Forbes
Грек на душу Грек на душу

Если хочется тепла, песка и голубого неба – нужно ехать в Грецию!

Cosmopolitan
Как феминизм повлиял на бизнес: главные итоги десятилетия Как феминизм повлиял на бизнес: главные итоги десятилетия

Как изменилось положение женщин в бизнесе и обществе за предыдущую десятилетку

Forbes
У сына конфликт с одноклассником: как помочь? У сына конфликт с одноклассником: как помочь?

В ситуации разногласий или вражды помогайте ребенку проговаривать свои эмоции

Psychologies
Что не так с фильмом «Скандал» Что не так с фильмом «Скандал»

Видимо, иногда лучше не снимать кино вовсе, чем осторожничать до последнего

GQ
Поля Полякова: «Полюбите себя. Я пришла к этому не сразу» Поля Полякова: «Полюбите себя. Я пришла к этому не сразу»

Актриса Поля Полякова делится своими секретами красоты

Худеем правильно
Река Енисей, Россия Река Енисей, Россия

6300 км на восток от Барселоны, чтобы попасть в ошеломительный ледовый край

Maxim
«Денег никому не хватает». Исполнитель главной роли в фильме «Калашников» о борьбе и наградах «Денег никому не хватает». Исполнитель главной роли в фильме «Калашников» о борьбе и наградах

В прокат вышел фильм Константина Буслова «Калашников» с Юрием Борисовым

Forbes
Дело «Сети»* как зеркало, но не революции Дело «Сети»* как зеркало, но не революции

Почему за нереальные преступления дают нереальные сроки

Русский репортер
Американский перевал Дятлова: пятеро парней, потерянных в снегах Американский перевал Дятлова: пятеро парней, потерянных в снегах

В 1978 году пятеро парней пропали в городе Чико по пути с баскетбольного матча

Cosmopolitan
Стиральная машина активаторного типа: чем она лучше автомата? Стиральная машина активаторного типа: чем она лучше автомата?

Чем активаторные стиралки действительно лучше современных автоматических машин.

CHIP
Открыть в приложении