Русский Гамлет побил $1 млн: на торгах русского искусства — четыре мировых рекорда
На аукционе Christie’s «Портрет императора Павла I» Дмитрия Левицкого ушел за £862 500, «Невидимый град Китеж» Константина Горбатова за £525 000, «Натюрморт с розами, анемонами и хризантемами в китайской вазе» Сергея Чехонина за £275 000 и «Шесть композиций из серии Appearances» Дмитрия Пригова за £22 500.
Портрет Павла I работы Левицкого шел на русских торгах третьим лотом с эстимейтом £700-900 000. Когда ставка единственного биддера достигла нижней планки эстимейта, акционист ударила молотком — считаных секунд оказалось достаточно, чтобы установить новый мировой рекорд на живопись Дмитрия Левицкого, которого Александр Бенуа называл первым изумительным русским художником. Новый мировой рекорд цены за работу Левицкого, когда-либо проданную на аукционе, составил £862 500 ($1,3 млн) — суммарная цена продажи и комиссии аукциона.
Предыдущий рекорд на работу Левицкого продержался меньше года: 1 декабря 2020 года на русских торгах Sotheby’s «Портрет графа Ильи Андреевича Безбородко» был продан за £438 500.
Бенуа признавал Левицкого первым русским мастером-живописцем, сумевшим преодолеть порог технического мастерства и добившегося психологической нюансировки в портретах своих моделей. Игорь Грабарь писал о таланте Левицкого-портретиста: «В передаче интимного, неуловимого очарования лица, не блещущего красотой, не выделяющегося оригинальностью, в изображении простого, среднего, незаметного лица — соперников он не знал».
«Если мы изучим все музеи и дворцы Европы, пересмотрим все, что было сделано за вторую половину XVII столетия, и затем взглянем на произведения Левицкого, то принуждены будем создаться, что в них лучшим, вернейшим образом отразилось это слегка усталое, помешанное на утонченности и в то же в время жаждущее простоты время», — писал Александр Бенуа в «Истории русской живописи в XIX веке».