Российские ученые попали в список самых цитируемых. В День науки «Сноб» поговорил с ними
Каждый год компания Clarivate, владелец поисковой научной системы Web of Science, публикует список самых цитируемых ученых. В 2021-м в него вошли шесть российских исследователей. Накануне Дня науки «Сноб» поговорил с тремя из них о том, чем они занимаются и что позиция в рейтинге значит лично для них
В 2021 году в список Highly Cited Researchers (самых цитируемых ученых) вошли 6602 исследователя из более чем 70 стран. В рейтинге есть как ученые-практики, так и теоретики. Объединяет всех одно — за последние 10 лет их научные работы вошли в 1% наиболее цитируемых по всему миру.
Один из российских ученых, который попадает в список третий год подряд, — заведующий кафедрой прикладной кибернетики СПбГУ, профессор Николай Кузнецов. Он занимается исследованиями в области кибернетики и математической теории управления. В разговоре со «Снобом» Кузнецов отмечает, что высокоцитируемых ученых в мире примерно 0,1%, что сопоставимо с количеством лауреатов Нобелевской и Филдсовской премии (ее еще называют «Нобелевской премией для математиков»).
Николай Кузнецов:
«Задачи делятся на фундаментальные (теоретические) и актуальные (прикладные). Если говорить про теорию: в последние годы мы активно развиваем теорию скрытых колебаний. Это выявление таких колебательных режимов, которые не сразу видны во время физических экспериментов и существование которых не очевидно с теоретической точки зрения.
Среди практических задач, решением которых занималась наша научная школа в последние годы, — выявление колебаний в замкнутой динамической нелинейной модели управления гидроагрегата. В 2009 году на Саяно-Шушенской ГЭС из-за нежелательных колебательных режимов произошла авария. По этому поводу было написано много работ, связанных и с материаловедением, и с проектированием турбин и отдельных агрегатов, мы же решили подойти к проблеме с другой стороны — занялись анализом замкнутой модели динамики и системы управления и показали, как эти скрытые, неочевидные колебания выявлять и предотвращать.
Другую задачу, которую мы решаем, еще в 1940-е годы поставил президент Академии наук Мстислав Келдыш. Когда вы летите в самолете и смотрите в иллюминатор, видите, что крыло у самолета чуть-чуть колеблется. Понятно, что если оно начнет колебаться с большей амплитудой, то ничего хорошего не произойдет. Этот эффект «флаттера», связанный с увеличением скоростей, впервые стал изучаться в 1930–1940-е годы прошлого века, перед войной. Самолеты стали летать быстрее, и оказалось, что периодически они входят в режим, когда элементы самолета начинают сильно колебаться и просто разваливаются в воздухе. Надо было создать математическую теорию, которая объяснила бы эффект — этим и занялась группа Келдыша в ЦАГИ (Центральном аэрогидродинамическом институте). Благодаря этим исследованиям в СССР не было