Роман Василенко: Третий путь решения жилищной проблемы
Жилищная кооперация — оптимальный способ решения жилищного вопроса в России. Она не предполагает покупку квартиры втридорога в кредит, не предполагает и расходования значительных государственных средств, как в случае с массовым строительством арендного жилья. Чем именно хороша жилищная кооперация, рассуждает Роман Василенко, доктор экономических наук, председатель правления жилищного кооператива «Бест Вей».
Президент в майском указе говорил о том, что для решения жилищной проблемы в стране необходимо строительство 120 млн квадратных метров жилья в год. Но сегодня на жилищном рынке, по данным Росстата, строится в лучшем случае 80 млн кв. м в год.
В массовых секторах жилищного строительства сейчас наблюдается снижение рентабельности строительного бизнеса (а она должна быть достаточно высокой, так как в этой сфере значительны регуляторные риски). Даже в крупных городах во многих дотационных регионах рентабельность упала еще несколько лет назад, а там строились в основном дома по госпрограммам расселения.
Коммерческий застройщик, особенно в провинции, не может продать необходимый объем квартир по ценам, которые покроют расходы на строительство с учетом маржи (которая должна быть немаленькой, опять же, учитывая высокие регуляторные риски), по двум основным причинам.
Во-первых, снижается спрос и на первичном, и на вторичном рынке. У граждан уже несколько лет падают доходы. При этом процентная ставка по ипотечным кредитам сейчас выше, чем год назад, и объемы ипотечного кредитования не растут.
К тому же в банковской системе России по-прежнему сверхжесткие требования к получению кредитов, не соответствующие экономическим реалиям, из-за этого целые категории нуждающихся в квартирах не проходят через банковский фильтр.
Ипотечные кредиты в нашей стране очень дорогие — они в три-четыре раза дороже, чем ипотечные кредиты в развитых странах мира
Во-вторых, растут затраты застройщиков. С реформой долевого финансирования — введением эскроу-счетов — они не могут получить финансирование в прежних объемах и на прежних условиях.
Что делать в этой ситуации? Типичный ответ, звучащий в том числе и в коридорах власти, — увеличивать объемы ипотечного кредитования и госпрограммы субсидирования процентной ставки.
Этим путем, безусловно, нужно идти. Но следует помнить, что ипотечные кредиты в нашей стране очень дорогие — они в три-четыре раза дороже, чем ипотечные кредиты в развитых странах мира, и остаются таковыми даже при субсидировании процентной ставки. То есть квадратный метр, переоцененный за счет инфляции издержек застройщика, с помощью ипотеки становится поистине золотым.
Может ли себе позволить возврат большого, дорогого ипотечного кредита семья, которая рискует потерять один из источников дохода? Вопрос риторический.