3D-принтеры обещают изменить правила игры для производителей дорогих часов

Robb ReportСтиль жизни

С подписью и печатью

3D-принтеры обещают изменить правила игры для производителей дорогих часов

Текст Джонатон Китс

Прежде чем детали первых часов Карела Бачанда Barrelhand были сделаны на 3D-принтере из стали и титана, их целиком напечатали из полимера.

Студент университета в Сан-Хосе, будущий инженер-машиностроитель Карел Бачанд имел пристрастие к сложным часам, стоимость которых значительно превышала его бюджет. Особенно ему нравились Urwerk UR-202 с вращающимися сателлитными указателями, корпусом в форме акулы-молота и ценой более $150 тыс. И тогда он сделал то, что сделал бы на его месте каждый уважающий себя гик. «Я решил смоделировать эти часы на компьютере, чтобы визуализировать работу механизма», — говорит он.

Полезный досуг

Бачанд никогда не видел Urwerk наяву. Но через год трудоёмких упражнений в обратной инженерии виртуальные UR-202 были готовы. Оставалось их изготовить. Прототипировать все части в 2008 году, когда вышла модель UR-202, было бы недопустимо дорого. Но в 2013-м Бачанд смог за умеренные деньги воспроизвести детали с помощью 3D-печати. Отпечатанные на 3D-принтере UR202 произвели такое впечатление на сооснователей Urwerk Феликса Баумгартнера и Мартина Фрая, что в 2015 году они пригласили часовщика-самоучку на выставку SIHH в Женеву, чтобы сравнить копию с оригиналом.

Аддитивная технология, как официально называется 3D-печать, — метод производства деталей из порошка. Его частицы спекаются (нагреваются, но не до полного расплавления) и укладываются слоями с помощью высокоточных лазеров. Сейчас 3D-печать в основном используют для прототипов корпусов, но речь всё чаще идёт о моделировании — как корпусов, так и частей механизма.

В высшей лиге

«Мы прибегаем к услугам 3D-принтера каждую неделю, если не каждый день», — говорит Федерика Карпано, директор по исследованиям и развитию марки Panerai. Корпуса отливают из полимера, чтобы быстро протестировать их с точки зрения стиля и комфорта. Для наглядной демонстрации новой системы быстрой смены ремешков Panerai эту конструкцию отпечатали в масштабе, в 5–10 раз превышающем реальный размер. Что Panerai категорически не делает, в отличие от менее солидных компаний, так это 3D-прототипирование механизмов. Даже самые совершенные 3D-принтеры не могут обеспечить точность до микрона, которая является стандартом часовой индустрии. К тому же у спечённых материалов другие физические свойства по сравнению с металлом. Когда детали выходят из принтера, они требуют финальной ручной обработки. Часовщики избегают этих сложностей, изготавливая части демонстрационных и опытных механизмов из полированного акрила.

Аддитивное производство даёт другие преимущества, например, беспрецедентную вариативность. «Вы можете напечатать деталь любой формы без всяких ограничений», — говорит Карпано. Даже сделать её полой. Panerai демонстрировал эти возможности на примере Lo Scienziato Luminor 1950 Tourbillon GMT Titanio, первой серийной модели с отпечатанным на 3D-принтере корпусом. «Стояла задача снизить вес часов, сохранив их твёрдость», — объясняет Карпано. Инженеры запрограммировали принтер так, чтобы получить титановый корпус с внутренней полостью. (Принтер недокладывает материала в середину центральных слоёв.) Чтобы внешне корпус выглядел как классический Panerai, его обработали на станках с ЧПУ.

Карпано считает, что безупречная гладкость Lo Scienziato демонстрирует мастерство Panerai в титановом спекании и обработке. Но архитектор и предприниматель Михил Холтхинрихс думает иначе: «Они прячут технологию, новая модель неотличима от уже существующих. 3D-печать сделала корпус легче, но в отсутствие других аспектов это просто фокус».

Холтхинрихс основал собственную часовую компанию в Голландии, чтобы показать преимущества 3D-печати. Он считает, что шероховатую поверхность отпечатанных деталей следует не прятать, а выставлять напоказ. Ornament, первый продукт одноимённого бренда, это отлично демонстрирует. Как и Lo Scienziato, стальные Ornament 1 стали легче благодаря изыманию части материала там, где он структурно не требуется, при этом часы охотно показывают скелетонированные ушки. «Аддитивный процесс совершенно меняет дизайн, — объясняет архитектор. — Появляется масса неординарных форм». Некоторые игроки индустрии хотят внедрить эти формы не только в корпуса, но и в подвижные части механизма. Себастьян Шолмонте, глава отдела инноваций и маркетинга производителя механизмов Sellita, видит на горизонте революцию, сопоставимую с той, что произвёл в индустриальном дизайне пластик. «Столетиями мебель делали из дерева, угловатой и с деталями, привинченными друг к другу», — замечает он. Поначалу пластик использовали по старинке, а потом догадались, что мебель из него может быть обтекаемой и монолитной. «Обычно движущиеся детали состоят из горизонтальных и вертикальных частей, — говорит Шолмонте. — Но 3D-печать даст возможность создавать текучие формы, которые очень дорого производить на традиционных пятикоординатных станках. У вас на запястье окажется скульптура». Он предсказывает платины (основы механизма) с барочными узорами, мосты, выгнутые в форме драконов, и даже детали, копирующие любимых домашних животных. (Единственное, что не под силу аддитивной технологии, так это привить хороший вкус.)

Шолмонте, как и большинство швейцарцев, считает, что 3D-печать столкнётся со строгими стандартами часового производства. Среди ограничивающих факторов — малое число материалов (в том числе скромные возможности аддитивной технологии в работе с золотом), металлургическая несовместимость и особая точность, которая требуется от станков.

Как бы то ни было, Карел Бачанд, окончив университет, основал собственный бренд и готовится выпустить часы Barrelhand Project 1 с верхней платиной из спечённой стали.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Спешите видеть Спешите видеть

Технологичная одежда, которая скоро станет реальностью

Robb Report
Людоедоед Людоедоед

Сергей Шаргунов: «Практика малых дел — это великая история»

Русский репортер
Новый Lexus GX 460. Свобода, равенство, братство Новый Lexus GX 460. Свобода, равенство, братство

Тест-драйв российской системы ценностей за рулём японского внедорожника

4x4 Club
7 вещей, которые надо знать, отправляясь в Европу на машине 7 вещей, которые надо знать, отправляясь в Европу на машине

Как сделать так, чтобы путешествие прошло без сучка и задоринки

Лиза
Протеиновый скачок Протеиновый скачок

Девелопер и финансист решили накормить человечество белком из бактерий

Forbes
Новые счетчики газа обойдутся россиянам в 130 млрд рублей Новые счетчики газа обойдутся россиянам в 130 млрд рублей

Новые счетчики газа обойдутся россиянам в 130 млрд рублей

Forbes
Королевы льда: как одеваются жёны и подруги российских хоккеистов Королевы льда: как одеваются жёны и подруги российских хоккеистов

Что носят и как выглядят спутницы российских хоккеистов

Cosmopolitan
Из научпопа в жизнь: 9 штуковин, которые придумали фантасты (тут даже кредитка) Из научпопа в жизнь: 9 штуковин, которые придумали фантасты (тут даже кредитка)

Когда-то все эти вещи казались просто фантастикой!

Playboy
Как завоевать сердца клиентов из разных поколений Как завоевать сердца клиентов из разных поколений

Брендам необходимо научиться привлекать миллениалов и постмиллениалов

Forbes
Как маленький: что общего между воспитанием ребенка и управлением компанией Как маленький: что общего между воспитанием ребенка и управлением компанией

В воспитании детей может помочь модель жизненных циклов корпораций

Forbes
Ой, мамочки! Ой, мамочки!

Своими мыслями с Grazia делится Наташа Мишина @beautiful.mom – писательница

Grazia
30 неудобных вещей, к которым ты привык 30 неудобных вещей, к которым ты привык

Вещи, застрявшие во времени с единственной целью — делать наш быт дискомфортным

Maxim
«Как помочь взрослому сыну в депрессии?» «Как помочь взрослому сыну в депрессии?»

Психолог дает совет родителям взрослых детей, которые страдают от депрессии

Psychologies
Ночной дозор Ночной дозор

Петербургские рестораторы давно и без лишнего шума кормят бездомных

Собака.ru
Идеальный консультант: как чат-боты помогают развивать бизнес Идеальный консультант: как чат-боты помогают развивать бизнес

Программы-боты есть практически у каждого крупного продавца товаров или услуг

Forbes
3 причины, почему мы не любим себя 3 причины, почему мы не любим себя

Выявить и исключить токсичные ситуации, приводящие к разладу с собственным телом

Psychologies
All your base are belong to us All your base are belong to us

Как программист из Екатеринбурга Никита Шамгунов построил бизнес на $400 млн

РБК
Так думают женщины о... Так думают женщины о...

Очередная попытка выяснить, чего хочет женщиина

Playboy
Марка Немарка Марка Немарка

О высоком ювелирном искусстве, доступных украшениях и музах из России

Vogue
Зачем мы постоянно учимся (и нужно ли это делать) Зачем мы постоянно учимся (и нужно ли это делать)

Почему мы так отчаянно ищем ответы на вопросы, которые не можем сформулировать?

Psychologies
«Любой поступок мужчины – мужской» «Любой поступок мужчины – мужской»

Герой нашего времени Сергей Шнуров. Что это значит – быть настоящим мужчиной

Playboy
В «Гараже» задумались, можно ли верить российскому современному искусству В «Гараже» задумались, можно ли верить российскому современному искусству

Владимир Сальников — о воздействии искусства США на советского человека

Forbes
Как научиться высыпаться с помощью фитнес-браслета? Как научиться высыпаться с помощью фитнес-браслета?

Как научиться высыпаться с помощью фитнес-браслета?

CHIP
Привет из прошлого: 9 «новинок», которые придумали давным-давно Привет из прошлого: 9 «новинок», которые придумали давным-давно

Все это уже было

Playboy
Как Дмитрий Гришин совместил несовместимое Как Дмитрий Гришин совместил несовместимое

Глава из книги «Бизнес из ничего» Владислава Моисеева

Forbes
«Я по статусу и по возрасту пенсионер» «Я по статусу и по возрасту пенсионер»

Алишер Усманов готовит бизнес к передаче менеджерам

Forbes
Чисто московский протест Чисто московский протест

За что и почему борются в Кунцеве и других районах столицы

Русский репортер
Должны ли мы любить всех и каждого? Должны ли мы любить всех и каждого?

Нужно ли «пересиливать» себя и относиться хорошо даже к тем, кто раздражает?

Psychologies
Экспекто патронум! Экспекто патронум!

Как Филипп Киркоров отметил день рождения дочери

StarHit
Новый глава ДНР без пиара Новый глава ДНР без пиара

Каких изменений следует ожидать в Донбассе

Русский репортер
Открыть в приложении