Инстинкт собирательства
Тенденция girl power, провозглашённая в социальном поле, захватила и арт-мир. Музеи сознательно вытаскивают из запасников работы художниц, аукционисты отмечают рекорды. Мы попросили российских женщин-коллекционеров и галеристов представить значимые работы женщин-художников из их собраний и рассказать о новостях
Стелла Кесаева
Коллекционер, меценат, президент Stella Art Foundation
«В моей коллекции более ста произведений художниц, не считая творческих дуэтов (Илья и Эмилия Кабаковы, Елена Елагина и Игорь Макаревич, Ольга и Олег Татаринцевы, Наталья и Валерий Черкашины). Приобретая то или иное произведение в собрание или организуя выставку в фонде, я никогда не задумываюсь над вопросом: мужчина автор или женщина. Пожалуй, впервые я сделала на этом акцент, когда мы готовили проект Ирины Наховой “Зелёный павильон” на Венецианской биеннале. Я была назначена на три срока комиссаром Русского павильона. В 2011 году мы показали в нём проект Андрея Монастырского, в 2013 году — его последователя Вадима Захарова, а когда пришло время решать, кто будет представлять нашу страну в 2015-м, я поняла, что это должна быть художница. Ведь ни разу за всю историю Венецианской биеннале в нашем павильоне не было персонального проекта именно художницы. Более того, куратором проекта тоже выступила женщина, замечательный искусствовед Маргарита Тупицына. Сейчас в моей коллекции хранится интерактивная инсталляция, которая встречала зрителей при входе в Русский павильон. Это гигантская голова лётчика, глаза которого при приближении зрителей начинают двигаться и смотрят вверх, в небо. По замыслу Ирины Наховой, голова приглашала зрителя в путешествие по выставке, как бы расширяя границы видимого, что, на мой взгляд, актуально в целом для современного искусства.
С 17 марта около 50 произведений из моей коллекции будут представлены на выставке “Следуя мечте” в недавно открывшемся пространстве ILONA-K artspace, которое курирует моя старшая дочь Илона Кесаева. Это второй проект в Mercury City Tower, и он представит две частные коллекции близких для Илоны людей: мою и её мужа Вячеслава Пивоварова. На выставке будут показаны работы в том числе и женщин-художниц, с которыми меня связывают многолетние тёплые отношения. Это рисунки Ольги Чернышёвой, скульптурная инсталляция Елены Китаевой, работывышивки Алисы Йоффе».
Кристина Краснянская
Коллекционер, искусствовед, основатель международной арт-галереи «Эритаж», глава попечительского совета Музея искусства модернизма — Коллекция Костаки, г. Салоники
«Не так давно я купила часть наследия замечательной советской художницы Анны Андреевой. У неё необычная биография — как дочь священника она не смогла поступить в архитектурный институт и, окончив текстильный, много лет проработала на фабрике “Красная Роза”. В юности она была близка к кругу Элия Белютина, продолжавшего традиции авангарда, участвовала в его знаменитых художественных поездках на баржах. Её эскизы для тканей — абсолютный оп-арт, оптическое искусство, стоящее в одном ряду с работами Виктора Вазарели, Йозефа Альберса и других. Когда я увидела их, моя первая ассоциация была — Prada. Но то, что Prada делает сейчас, Андреева уже придумала в 1960-е в Советском Союзе. Она была очень востребована, причём не только в СССР — её ткани шли на экспорт. Однажды она даже ездила в составе советской делегации в Лондон — платок её дизайна на тему космоса, посвящённый полёту Гагарина, преподнесли английской королеве. Уже в конце жизни Анна Андреева рассказывала своей внучке (а та пересказала мне), как она встречала на улице женщин, одетых в её ткани, или, сидя перед телевизором, видела их в моделях модных Домов Dior, Yves Saint Laurent. Несмотря на успешную карьеру, её всё равно сопровождали конфликты, анонимки, необходимость объяснять свой бэкграунд. И, конечно, в советское время её идеи могли осуществиться только в декоративно-прикладном искусстве. Если бы те же абстракции она перенесла в живопись, они оказались бы под запретом. В 2019 году Музей современного искусства в Нью-Йорке купил 12 работ Андреевой, и следом ей заинтересовались другие мировые музеи, в том числе Гетти и Циммерли, а в следующем году мы планируем показать её произведения в Базеле. В начале прошлого года мы сделали очень удачную выставку про советский оп-арт на примере Андреевой в галерее “Эритаж”. Мне всегда интересно рассказывать о советском искусстве, которое легко ложится в русло общемировых тенденций.