Датский вундеркинд
Он превратил крышу в лыжный склон и построил музей LEGO. Бьярке Ингельс — один из самых востребованных архитекторов мира, визионер и настоящий уникум
На Бьярке Ингельса повышенный спрос во всём мире. До недавнего времени архитектор ежемесячно проводил несколько суток в небе, летая между заказчиками. Но его это не выматывает, а, кажется, только заряжает энергией. И неудивительно, ведь в ближайший год его бюро с 14-летней историей удвоит объём выполненных заказов. В портфеле Bjarke Ingels Group (или BIG): новый флагманский универмаг для Galeries Lafayette, новый музей часов Audemars Piguet в Швейцарии, два кампуса Google в Калифорнии (один в соавторстве с Томасом Хизервиком) и несколько башен с роскошными апартаментами, которые изменят горизонт Манхэттена. «Каждый наш проект должен показать, как меняется мир или как он уже изменился», — говорит он о своих работах.
В каждом новом проекте Ингельс что-то изобретает. Будь то наклонные крыши кампуса Google в Саннивейле, которые будут использовать как склоны для катания, или жилой дом Hualien Residences на Тайване, копирующий близлежащие горы вплоть до крутых фасадов, покрытых растительностью. В своих проектах Ингельс бесстрашно нарушает правила, играя с геометрией и материалами. Безграничная энергия и желание творить — определяющие качества этого 45-летнего датчанина, по крайней мере, по мнению его друзей. «С самого начала меня поразили его удивительная энергия и умение мыслить масштабно. Он был таким задолго до того, как основал свою фирму», — вспоминает художественный руководитель лондонской Serpentine Galleries Ханс-Ульрих Обрист.
«Энергия» — одно из ключевых слов для Бьярке, «большой» — другое столь же важное. Это не просто название его фирмы, хотя склонный к каламбурам Ингельс любит повторять, как он счастлив, что из-за его датского происхождения адрес его сайта — big.dk. Ингельс — нетипичный датчанин, ярко выделяющийся из системы янтеловен — закона Янте. Этим термином сами скандинавы любят описывать своё социальное устройство и взгляд на мир. Ингельс сравнивает янтеловен с термостатом. «Янтеловен — это социальный термостат, который держит всех в равновесии, — и со смехом добавляет: — Думаю, что у меня начался бы приступ клаустрофобии, если бы я остался в Копенгагене».
Молодое дарование
При этом в детстве ничто не предвещало, что Ингельс, сын матери-дантиста и отца-инженера, покинет Данию, не говоря уже о том, чтобы стать вундеркиндом мировой архитектуры. Выросший в скромном одноэтажном доме недалеко от столицы, он играл в LEGO, как и любой датский мальчик. Вот только, в отличие от остальных датских мальчиков, он спроектировал интерактивный музей LEGO House, когда вырос. Ингельс открыл для себя архитектуру во время обучения в Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене, где проходил стажировку у Рема Колхаса. Голландский архитектор был под таким впечатлением от юного датчанина, что позвал его после университета к себе в архитектурное бюро ОМА.