Рената Литвинова — о новом фильме, Земфире-композиторе и 13-м часе
6 февраля в прокат выходит новый фильм Ренаты Литвиновой, начинавшийся однажды как спектакль «Северный ветер». Мы решили не дожидаться, когда он задует, и заранее встретились с режиссером и исполнительницей главной роли
Рената Литвинова — безусловная богиня и дива не только российского кинематографа последних 30 лет, но и русской культуры вообще. Актриса — талисман Киры Муратовой, блестящий сценарист, режиссер и даже (иногда) модель, абсолютная икона стиля, светоносность которой очевидна из любой точки земного шара. Круг ее занятий и интересов невероятно широк, но есть и очевидное связующее звено, общий знаменатель, авторская подпись — она все и всегда делает по собственным правилам. Как-то она рассказывала, что вгиковские преподаватели крутили пальцем у виска, не понимая, как и для кого написаны ее первые сценарии. В ответ она просто брала и читала их вслух, доказывая, что ее странная речь — одна из самых живых вещей в постсоветском искусстве.
Собственно, эта самая речь уже давно стала важнейшим слагаемым образа Литвиновой: тембр, тон, даже сама постановка слов в предложении. Ей подражали, ее пародировали — сегодня почти каждый, кто хочет произвести впечатление на прессу, старается разговаривать с литвиновской «странностью». Фокус в том, что Рената Литвинова абсолютно не поддается копированию — так умеет только она. Просто однажды она нашла свой голос и свой образ, а потом занялась строительством собственной страны. Каждый ее фильм — небольшая новостная сводка из этих странных мест, где бриллианты — лучшие друзья девушек не только из-за своей стоимости, но прежде всего из-за заключенного в них заряда искрящегося волшебства. «Богиня: как я полюбила» была картиной о любви, которая идет за грань смерти. «Последняя сказка Риты» — про то, как Смерть становится для любви самой верной соратницей.
Ее новая работа называется «Северный ветер», и это, пожалуй, самое подробное путешествие во вселенную Литвиновой. Началось это путешествие, впрочем, с пьесы, которую режиссер поставила на сцене МХТ им. Чехова. Спектакль имел оглушительный успех и в итоге стал фильмом, который, по словам автора, превратился в некоторую самостоятельную сущность. Речь здесь идет о Стране Северных полей, где уже давным-давно воцарился матриархат. Во главе дома стоит Маргарита (ее сыграла сама Литвинова) — женщина с длинным металлическим указательным пальцем, много лет ждущая возвращения покинувшего ее возлюбленного. Возвращение должно случиться в новогоднюю ночь, которая оснащена в фильме специальным 13-м часом. Само по себе действие фильма охватывает 13 лет — вернее, 13 празднований Нового года. Литвинова всякий раз называет свои сновидческие картины сказками, но еще никогда, кажется, не обращалась к такому жанру напрямую. Тем интереснее было расспросить ее обо всем этом.
Вы уже говорили, что фильм «Северный ветер» существенно отличается от спектакля. Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее, в чем заключаются эти отличия? В какой момент они начали проявляться — на этапе сценария или во время съемок? А может быть, уже во время монтажа? Возможно, теперь, когда фильм готов, уже есть какое-то принципиальное отличие на уровне истории?
Было скучно просто переснимать спектакль на пленку. И кино совершенно другое вышло по сути. Где-то на полпути и в монтаже потерялись многие герои и пошла сконцентрированность на женских образах. Вообще, театр и кино — две разные жизни. В театре нет воздуха и все в одном помещении. В кино нужен воздух, проходы, просто молчание... В общем, вышел фильм про царящий матриархат — он реально сейчас сгущается на нашей территории, просто мужчины никак не могут с ним согласиться. Но верховодят женщины: ждут любви и правят мужчинами исподволь так или эдак женщины... Россия — страна с женским родом. Ну и вообще, женщин демографически намного больше — так кто тогда тут, на «Северных полях», главный? Мы, конечно! (Улыбается.)
Когда вы писали пьесу, уже знали, что она станет фильмом? В какой момент и почему вы решили ее экранизировать?
Когда я писала пьесу, не было никаких мыслей о фильме вообще! Я писала ее для театра. А когда зашла речь о фильме… Был смешной момент: меня спросили, есть ли какой-то сценарий? И я зависла. И тут мой товарищ и друг треснула меня под столом по ноге — и я сказала: «Есть сценарий!» Так я запустила сама себя в производство фильма. Так что вся жизнь — это неожиданно-предугаданные события. Как в русских сказках: стоишь у камня и выбираешь себе путь.