«Реальности не существует»: режиссер Евгений Митта снял одиссею Павла Пепперштейна
На Beat Film Festival состоялась премьера фильма Евгения Митты о современном художнике Павле Пепперштейне. За шесть лет было отснято порядка 100 часов видеоматериала, которые дополнены работами 16 художников-аниматоров, — получился веб-сериал «Пепперштейн, сюрреалити-шоу», выпуск которого намечен на сентябрь. Из шести первых серий режиссер смонтировал одноименный фильм.
Биография Пепперштейна — связующее звено между поколением молодых художников и наследием московского концептуализма, один из основателей которого — его отец, художник Виктор Пивоваров. Работы Павла Пепперштейна успешно продаются на мировых аукционах с начала 2000-х годов. В 2015 году серия его рисунков «Ландшафты будущего» ушла с молотка на торгах Achenbach Art Auction за €165 000. Сам автор — как в искусстве, так и в жизни — старательно размывает границы между высоким и низким, серьезным и несерьезным, вымыслом и реальностью. Помимо изобразительного искусства он выступает как литератор, рэпер и модельер. На премьере фильма Павел Пепперштейн заявил, что его роль исполнил Джуд Лоу, а картину сравнил с малоизвестным чешским фильмом 1980-х годов о вымышленном гении. ForbesLifeпоговорил с Александром Миттой и Павлом Пепперштейном о том, как документировать жизнь и творчество человека, избегающего реальности.
— Какие у вас впечатления от первого просмотра?
Павел Пепперштейн: Мне кажется, ко мне этот фильм не имеет никакого отношения. Он понравился мне именно как произведение Жени (режиссера Евгения Митты — Forbes Life), в котором переплетены разные фактурные персонажи и пространства. Смотреть было интересно. Особенно мне понравились анимационные фрагменты, так как я с самого детства хотел быть художником-мультипликатором. Получается, что в каком-то смысле моя мечта реализовалась.
Евгений Митта: Паша сам рисовал отдельных персонажей и делал скетчи, которые мы использовали в анимации. Иногда аниматоры отталкивались от них, следовали за рисунком и что-то развивали. Если снимаешь фильм о виртуозно рисующем человеке, логично использовать анимацию. Лучше вплести картины в нарратив, чем показывать их просто так.
— Вы всегда заранее договаривались о съемках или была возможность снять что-то неожиданное?
Е.М.: Происходило по-разному. Иногда договаривались заранее, иногда Паша мог позвонить и пригласить снять какое-то мероприятие. Документалистика завязана на сопричастности жизни героя. Я долго думал, как Паша воспримет получившийся фильм. За время работы мы настолько сблизились, что смог предсказать такую реакцию.