Почему игра Star Citizen рискует не добраться до финального релиза?

РБКБизнес

Космический долгострой

Культовый геймдизайнер Крис Робертс собрал у пользователей $200 млн на разработку игры Star Citizen. Почему вместе с бюджетом проекта растут и опасения, что он не доберется до финального релиза?

Текст Павел Карасев

Крупнобюджетные видеоигры, как правило, разрабатывают студии-гиганты, способные потянуть бюджет в сотни миллионов долларов. Но встречаются исключения. Пожалуй, самое яркое из них — детище команды геймдизайнера Криса Робертса Star Citizen. Игра, которая финансируется посредством краудфандинга, привлекла уже $200 млн. Однако вместе с деньгами в адрес 50-летнего Робертса сыплются и претензии: дедлайн релиза не раз срывался, и Star Citizen, помимо статуса крупнейшего независимого проекта, обзавелся репутацией главного долгостроя отрасли, рискующего не добраться до прилавков.

1980–1990-е годы

Крис Робертс еще подростком увлекся разработкой видеоигр. В 1984-м он устроился в студию Origin Systems, под крылом которой выпустил свой первый хит — симулятор космических кораблей Wing Commander. В 1996-м дизайнер основал компанию Digital Anvil. С инвестициями помогла Electronic Arts (ранее EA поглотила Origin Systems), с издательскими компетенциями — Microsoft. Но ни одного релиза студия так и не выпустила. Сказался чересчур амбициозный характер Робертса, не желавшего идти на компромиссы с партнерами-корпорациями. В итоге Digital Anvil стала частью Microsoft, а ее основатель вновь ушел в независимое плавание.

2000–2010-е годы

Робертс еще в конце 1990-х спродюсировал провалившуюся в прокате экранизацию Wing Commander, но не утратил интереса к кино и в 2003-м основал студию Ascendant Pictures. Компании удалось стать значимым игроком в нише независимого кино: среди проектов — «Оружейный барон», «Счастливое число Слевина» и другие фильмы. В 2010-м бизнес Робертса вновь был поглощен — студией Big Foot Entertainment.

2011 год

Робертс стал сооснователем студии Cloud Imperium Games и начал разработку новой игры на движке от Crytek. Дизайнер вдохновлялся примером Minecraft: «Думал, соберем денег, привлечем инвесторов и доберемся до альфа-версии [игры]». СМИ анонсировали его камбэк в геймдев как «возвращение гения из ссылки».

2012 год

Star Citizen был представлен как идейный наследник Wing Commander. Робертс обещал реалистичную графику, мультиплеер и проработанную игровую вселенную. $500 тыс. студия решила привлечь через краудфандинг. Спустя месяц собрали $6,2 млн — это был рекорд для игр. Робертс рассчитывал использовать ажиотаж как аргумент для инвесторов, но позднее решил отказаться от их помощи — поток пожертвований не иссякал. Игру предполагалось выпустить в 2014-м.

2013 год

Состоялся релиз одного из модулей игры. Его получили щедрые жертвователи, «накопившие» на космический корабль. Штат Cloud Imperium разросся до 100 сотрудников в пяти студиях в США и Европе. Возникли проблемы с коммуникацией: один из подрядчиков жаловался Kotaku, что потерял год работы, совершенствуя устаревшую демоверсию. Это не влияло на динамику сборов: летом Star Citizen с $15 млн побил рекорд всех краудфандинговых проектов, а к концу года сумма достигла $35 млн.

2014 год

Пользователи получили доступ еще к двум модулям игры и смогли наконец испытать корабли в открытом космосе. Одновременно стало понятно, что полноценный релиз откладывается. СМИ со ссылкой на источники писали, что у Cloud Imperium закончились деньги. К декабрю бюджет проекта вырос до $65 млн.

2015 год

Игроки получили возможность совершать квантовые скачки и еще ряд действий, а в озвучку персонажей рекрутировали звезд Голливуда — Гарри Олдмана, Марка Хэмилла и Джиллиан Андерсон. Но полноценный релиз был вновь отложен. Напряжение достигло пика в июле. Геймдизайнер Дерек Смарт обвинил разработчиков Star Citizen в неспособности справиться с обязательствами по качеству. В ответ Cloud Imperium вернула Смарту $250 и удалила его аккаунт. Тот от денег отказался, но призвал пользователей выразить недоверие команде Робертса. Протест получился слабым: средства потребовали вернуть всего около тысячи пользователей (из 1,5 млн жертвователей). В сентябре серию расследований о Star Citizen опубликовал портал The Escapist: деньги у Cloud Imperium якобы действительно были на исходе, а менеджмент — в тупике. Студия информацию опровергла. Но масла в огонь подлил Forbes: по утверждению журнала, у компании на счетах осталось $8 млн. Формально к концу года Star Citizen привлек $90 млн.

2016 год

В игру был добавлен модуль в формате мультиплеер-шутера от первого лица. Сменился движок — на Amazon Lumberyard. Однопользовательская кампания была вновь перенесена. «Хотим все сделать правильно», — отбивался от критиков Робертс. Пользователи верили: к декабрю объем пожертвований достиг $138 млн.

2017 год

С годовым опозданием вышла версия 3.0. Появились система симуляции планет и функция отображения мимики. Параллельно началось судебное разбирательство с разработчиком бывшего движка — Crytek. Компания утверждала, что Cloud Imperium нарушила ряд договоренностей. Бюджет проекта разросся более чем до $170 млн. Новым его источником стала распродажа земли в игре.

2018 год

В Star Citizen появился VIP-набор стоимостью около $35 тыс., включающий все корабли и дополнительные материалы. Расширилась внутриигровая экономика, добавлены новые миссии и локации. Cloud Imperium пыталась заработать даже на трансляции ежегодной конференции — от идеи отказались из-за обструкции со стороны пользователей. Также аудиторию возмутили отказ от лимита внутриигровой валюты (это дало преимущество состоятельным, а не умелым игрокам) и сокращение срока для возврата пожертвований с 12 месяцев до 14 дней. Несмотря на вал претензий, Робертс и команда перешагнули планку в $200 млн пожертвований в ноябре. Игру поддержали уже более 2 млн пользователей. Дата финального релиза до сих пор не назначена.

Фото: Star Citizen

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Киллеры госзаказа» «Киллеры госзаказа»

Как устроен бизнес профессиональных жалобщиков в сфере госзакупок

РБК
Одним выстрелом: почему Chanel отказывается от натурального меха Одним выстрелом: почему Chanel отказывается от натурального меха

Одним выстрелом: почему Chanel отказывается от натурального меха

Forbes
Профессия — стример Профессия — стример

Профессия — стример. Как зарабатывать на трансляциях игр

РБК
5 массажных техник, от которых она будет готова абсолютно на все 5 массажных техник, от которых она будет готова абсолютно на все

Массаж — идеальная прелюдия

Playboy
«Я по статусу и по возрасту пенсионер» «Я по статусу и по возрасту пенсионер»

Алишер Усманов готовит бизнес к передаче менеджерам

Forbes
Как преодолеть барьер в изучении иностранного языка Как преодолеть барьер в изучении иностранного языка

Учителя английского объясняют, как не прекращать изучать язык, если стало скучно

Psychologies
Пятнадцать лет спустя Пятнадцать лет спустя

Как с момента появления издания в России изменилась страна и герои Forbes

Forbes
Стыдоба одна Стыдоба одна

Как с честью выйти из непростых офисных ситуаций

Playboy
Под крылом корпорации Под крылом корпорации

Под крылом Mail.Ru Group. Как живет компания Pixonic после поглощения холдингом

РБК
Новая роскошь Новая роскошь

Дизайнер Любовь Дельцова оформила интерьер дома в духе изысканного минимализма

SALON-Interior
Эра Fortnite Эра Fortnite

Эра Fortnite. В чем феномен «королевской битвы» от Epic Games

РБК
Венедиктинцы Венедиктинцы

Сергей Минаев и Алексей Венедиктов спорят на тему информационных трендов

Esquire
Сети знаний Сети знаний

Онлайн-образование — быстро развивающийся бизнес

Forbes
Доктор зло Доктор зло

Какие бывают виды агрессии, что за ними стоит и как с этим справиться

Grazia
Серьезные игры Серьезные игры

Лидерами рейтинга франшиз стали обучающие и развивающие проекты

Forbes
Воображаемый друг. Как компании используют VR для обучения сотрудников Воображаемый друг. Как компании используют VR для обучения сотрудников

Об обучении сотрудников с помощью очков виртуальной реальности

Forbes
Турецкий марш Турецкий марш

Военная мощь Турции неожиданно оказалась предметом большого интереса

Популярная механика
Зачем мы постоянно учимся (и нужно ли это делать) Зачем мы постоянно учимся (и нужно ли это делать)

Почему мы так отчаянно ищем ответы на вопросы, которые не можем сформулировать?

Psychologies
Игра в пенсии Игра в пенсии

Кто придумал пенсионную реформу и как ее проводили

Forbes
Тони Старк Тони Старк

Правила жизни бизнесмена, изобретателя и супергероя Тони Старка

Esquire
Когда сказка оживает... Когда сказка оживает...

Сегодня детей сложно удивить подарками, поэтому приходится пускаться на хитрости

Лиза
Скучать не придется! Скучать не придется!

Как интересно отпраздновать Новый год одиноким женщинам

Лиза
Американские горки Американские горки

Динамический тест-драйв самого ожидаемого внедорожника Rolls-Royce Сullinan

Robb Report
С улицы Бассейной С улицы Бассейной

Как хлопанье в ладоши и мультиварка помогут вам стать более собранным человеком

StarHit
Из «тьмы» Трампа в тюрьму для избранных. Американские СМИ о приговоре экс-юристу президента Из «тьмы» Трампа в тюрьму для избранных. Американские СМИ о приговоре экс-юристу президента

Бывший юрист Дональда Трампа Майкл Коэн приговорен к трем годам тюрьмы

Forbes
Онлайн с Марса: как спутники превратились в большой бизнес Онлайн с Марса: как спутники превратились в большой бизнес

Технологии для освоения Марса стали катализатором большого бизнеса на Земле

Forbes
Что смотреть и где остановиться в квартале Бастилии — одном из лучших районов Парижа Что смотреть и где остановиться в квартале Бастилии — одном из лучших районов Парижа

Краткий гид по району, с которого началась Великая французская революция

Esquire
Теплое свечение Теплое свечение

О мотивах участия в благотворительности и помощи друг другу

Лиза
Сэмми Джабраиль: «У меня нет ноги, но я все еще полноценная девушка» Сэмми Джабраиль: «У меня нет ноги, но я все еще полноценная девушка»

История 29-летней Сэмми Джабраиль, потерявшей в аварии правую ногу

Собака.ru
Красивые комплименты для девушки: 8 правил и примеры (советуем их выучить) Красивые комплименты для девушки: 8 правил и примеры (советуем их выучить)

Уметь делать женщине короткие комплименты — это искусство, которое можно освоить

Playboy
Открыть в приложении