Почему игра Star Citizen рискует не добраться до финального релиза?

РБКБизнес

Космический долгострой

Культовый геймдизайнер Крис Робертс собрал у пользователей $200 млн на разработку игры Star Citizen. Почему вместе с бюджетом проекта растут и опасения, что он не доберется до финального релиза?

Текст Павел Карасев

Крупнобюджетные видеоигры, как правило, разрабатывают студии-гиганты, способные потянуть бюджет в сотни миллионов долларов. Но встречаются исключения. Пожалуй, самое яркое из них — детище команды геймдизайнера Криса Робертса Star Citizen. Игра, которая финансируется посредством краудфандинга, привлекла уже $200 млн. Однако вместе с деньгами в адрес 50-летнего Робертса сыплются и претензии: дедлайн релиза не раз срывался, и Star Citizen, помимо статуса крупнейшего независимого проекта, обзавелся репутацией главного долгостроя отрасли, рискующего не добраться до прилавков.

1980–1990-е годы

Крис Робертс еще подростком увлекся разработкой видеоигр. В 1984-м он устроился в студию Origin Systems, под крылом которой выпустил свой первый хит — симулятор космических кораблей Wing Commander. В 1996-м дизайнер основал компанию Digital Anvil. С инвестициями помогла Electronic Arts (ранее EA поглотила Origin Systems), с издательскими компетенциями — Microsoft. Но ни одного релиза студия так и не выпустила. Сказался чересчур амбициозный характер Робертса, не желавшего идти на компромиссы с партнерами-корпорациями. В итоге Digital Anvil стала частью Microsoft, а ее основатель вновь ушел в независимое плавание.

2000–2010-е годы

Робертс еще в конце 1990-х спродюсировал провалившуюся в прокате экранизацию Wing Commander, но не утратил интереса к кино и в 2003-м основал студию Ascendant Pictures. Компании удалось стать значимым игроком в нише независимого кино: среди проектов — «Оружейный барон», «Счастливое число Слевина» и другие фильмы. В 2010-м бизнес Робертса вновь был поглощен — студией Big Foot Entertainment.

2011 год

Робертс стал сооснователем студии Cloud Imperium Games и начал разработку новой игры на движке от Crytek. Дизайнер вдохновлялся примером Minecraft: «Думал, соберем денег, привлечем инвесторов и доберемся до альфа-версии [игры]». СМИ анонсировали его камбэк в геймдев как «возвращение гения из ссылки».

2012 год

Star Citizen был представлен как идейный наследник Wing Commander. Робертс обещал реалистичную графику, мультиплеер и проработанную игровую вселенную. $500 тыс. студия решила привлечь через краудфандинг. Спустя месяц собрали $6,2 млн — это был рекорд для игр. Робертс рассчитывал использовать ажиотаж как аргумент для инвесторов, но позднее решил отказаться от их помощи — поток пожертвований не иссякал. Игру предполагалось выпустить в 2014-м.

2013 год

Состоялся релиз одного из модулей игры. Его получили щедрые жертвователи, «накопившие» на космический корабль. Штат Cloud Imperium разросся до 100 сотрудников в пяти студиях в США и Европе. Возникли проблемы с коммуникацией: один из подрядчиков жаловался Kotaku, что потерял год работы, совершенствуя устаревшую демоверсию. Это не влияло на динамику сборов: летом Star Citizen с $15 млн побил рекорд всех краудфандинговых проектов, а к концу года сумма достигла $35 млн.

2014 год

Пользователи получили доступ еще к двум модулям игры и смогли наконец испытать корабли в открытом космосе. Одновременно стало понятно, что полноценный релиз откладывается. СМИ со ссылкой на источники писали, что у Cloud Imperium закончились деньги. К декабрю бюджет проекта вырос до $65 млн.

2015 год

Игроки получили возможность совершать квантовые скачки и еще ряд действий, а в озвучку персонажей рекрутировали звезд Голливуда — Гарри Олдмана, Марка Хэмилла и Джиллиан Андерсон. Но полноценный релиз был вновь отложен. Напряжение достигло пика в июле. Геймдизайнер Дерек Смарт обвинил разработчиков Star Citizen в неспособности справиться с обязательствами по качеству. В ответ Cloud Imperium вернула Смарту $250 и удалила его аккаунт. Тот от денег отказался, но призвал пользователей выразить недоверие команде Робертса. Протест получился слабым: средства потребовали вернуть всего около тысячи пользователей (из 1,5 млн жертвователей). В сентябре серию расследований о Star Citizen опубликовал портал The Escapist: деньги у Cloud Imperium якобы действительно были на исходе, а менеджмент — в тупике. Студия информацию опровергла. Но масла в огонь подлил Forbes: по утверждению журнала, у компании на счетах осталось $8 млн. Формально к концу года Star Citizen привлек $90 млн.

2016 год

В игру был добавлен модуль в формате мультиплеер-шутера от первого лица. Сменился движок — на Amazon Lumberyard. Однопользовательская кампания была вновь перенесена. «Хотим все сделать правильно», — отбивался от критиков Робертс. Пользователи верили: к декабрю объем пожертвований достиг $138 млн.

2017 год

С годовым опозданием вышла версия 3.0. Появились система симуляции планет и функция отображения мимики. Параллельно началось судебное разбирательство с разработчиком бывшего движка — Crytek. Компания утверждала, что Cloud Imperium нарушила ряд договоренностей. Бюджет проекта разросся более чем до $170 млн. Новым его источником стала распродажа земли в игре.

2018 год

В Star Citizen появился VIP-набор стоимостью около $35 тыс., включающий все корабли и дополнительные материалы. Расширилась внутриигровая экономика, добавлены новые миссии и локации. Cloud Imperium пыталась заработать даже на трансляции ежегодной конференции — от идеи отказались из-за обструкции со стороны пользователей. Также аудиторию возмутили отказ от лимита внутриигровой валюты (это дало преимущество состоятельным, а не умелым игрокам) и сокращение срока для возврата пожертвований с 12 месяцев до 14 дней. Несмотря на вал претензий, Робертс и команда перешагнули планку в $200 млн пожертвований в ноябре. Игру поддержали уже более 2 млн пользователей. Дата финального релиза до сих пор не назначена.

Фото: Star Citizen

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Интеллект без границ Интеллект без границ

Как найти свое место в международном технологическом бизнесе

Forbes
Любовь Аксенова — настоящая мечта поэта Любовь Аксенова — настоящая мечта поэта

Встретились с актрисой, чтобы поговорить о НЭПе и грядущих премьерах

Vogue
Болотная площадь Болотная площадь

Как городские парки и скверы могут помочь избежать затопления улиц

Forbes
Осторожно, белый: почему от сахара организму совсем «не сладко» Осторожно, белый: почему от сахара организму совсем «не сладко»

В нашем материале все, что ты хотела знать о сахаре

Cosmopolitan
Эпоха жадности Эпоха жадности

Лучшие обложки в истории журнала

Forbes
Иван Шахназаров: «Я бы хотел снять кино с Хавьером Бардемом и с Марион Котийяр» Иван Шахназаров: «Я бы хотел снять кино с Хавьером Бардемом и с Марион Котийяр»

Иван Шахназаров: «Я бы хотел снять кино с Хавьером Бардемом и с Марион Котийяр»

GQ
Профессия — стример Профессия — стример

Профессия — стример. Как зарабатывать на трансляциях игр

РБК
Чистый взгляд Чистый взгляд

Как наслаждаться всеми красками жизни как можно дольше

Добрые советы
«Киллеры госзаказа» «Киллеры госзаказа»

Как устроен бизнес профессиональных жалобщиков в сфере госзакупок

РБК
Из другого теста Из другого теста

Мэгги Джилленхол рассказала, почему в каждом человеке живет монстр

Grazia
«Кефир» директора Пряхина «Кефир» директора Пряхина

Студия «Кефир» директора Пряхина покоряет Россию, мир и стратосферу

РБК
Искушение доходностью. Как ЦБ будет бороться с агрессивными продажами Искушение доходностью. Как ЦБ будет бороться с агрессивными продажами

О радикальном подходе к решению проблемы агрессивных продаж в банках

Forbes
Казус Ванеева Казус Ванеева

Как основатель «Евродона» потерял бизнес, который строил 15 лет

РБК
Москва меняет людей Москва меняет людей

Интервью с Мариной Кравец — единственной девушкой в Comedy Сlub на ТНТ

Добрые советы
Новые европейские крестоносцы Новые европейские крестоносцы

Лидеры Евросоюза начинают борьбу с Россией, Трампом и бюрократией

Эксперт
Высокая провокация Высокая провокация

Эстетика римского ювелирного Дома оказалась близка уорхоловским канонам поп-арта

Robb Report
Фактор времени Фактор времени

Философия жизни поменяется, как только люди поймут, что могут жить 300 лет

Forbes
Создание госкомпании по утилизации мусора обойдется бюджету в 75 млрд рублей Создание госкомпании по утилизации мусора обойдется бюджету в 75 млрд рублей

В России будет создана госкомпания по переработке и утилизации мусора

Forbes
Империя «Эркафарм» Империя «Эркафарм»

Как небольшой дистрибьютор стал одним из лидеров фармацевтической розницы

РБК
Мастера превращений Мастера превращений

Фантастическое преображение, способное сделать гусеницу прекрасной бабочкой

Вокруг света
Как переехать и стать гражданином Канады: 10 простых шагов и лайфхаки Как переехать и стать гражданином Канады: 10 простых шагов и лайфхаки

Страна, которая вместит весь мир и будет только рада

Playboy
Тыквенные семечки: польза для мужчин, рецепты и правила употребления Тыквенные семечки: польза для мужчин, рецепты и правила употребления

Чем полезны тыквенные семечки

Playboy
Вот и прекрасна! Вот и прекрасна!

Простые психологические практики, чтобы полюбить и принять себя

Glamour
Мнительность отчаянных парней. Какие суеверия есть у спецназовцев, полярников, хирургов, актеров и других профессионалов Мнительность отчаянных парней. Какие суеверия есть у спецназовцев, полярников, хирургов, актеров и других профессионалов

Суеверие — страшная штука: никогда не знаешь,где оно тебя подкараулит

Maxim
Проверка обновления Проверка обновления

Если кто и достоин масштабного байопика, то только Филипп Киркоров

Glamour
Шепот, который убивает Шепот, который убивает

Ни одна винтовка не способна проделывать такие трюки и оставлять такие отверстия

Популярная механика
Татьянин день Татьянин день

Сказку «Аленький цветочек» впервые поставят на льду

Grazia
Ему не рожать. Почему работодатели напрасно предпочитают мужчин Ему не рожать. Почему работодатели напрасно предпочитают мужчин

Ему не рожать. Почему работодатели напрасно предпочитают мужчин

Forbes
Марка Немарка Марка Немарка

О высоком ювелирном искусстве, доступных украшениях и музах из России

Vogue
Подняться высоко, чтобы взглянуть на жизнь по-новому Подняться высоко, чтобы взглянуть на жизнь по-новому

Есть места, которые воздействуют на нас особенно сильно

Psychologies
Открыть в приложении