Образование является сферой, которую развитие технологий затронуло меньше всего

РБКОбщество

Исак Фрумин: «Система образования существует не для работодателей»

Представление о том, что в системах образования по всему миру происходят значительные изменения, в первую очередь технологические, кажется очень правдоподобным, но не вполне верным

Подготовил Максим Момот

Если зайти в Музей образования, можно увидеть макеты аудиторий и классов и поразиться тому, насколько они мало изменились за время эволюции классно-урочной системы. Базовые технологии обучения не поменялись за последние три века. Все нововведения их не затрагивают: это преподаватель и группа студентов в рамках организованного процесса обучения, общего для всей этой группы.

Образование, пожалуй, как раз является той сферой, которую развитие технологий затронуло меньше всего. Если, например, посмотреть на работу врачей, то станет понятным, какой гигантский путь прошла медицина. Это касается и технологий, и их инструментов, и того, что делают сами врачи, и того, что они теперь знают. Еще два века назад не было никаких представлений об анализах. Сегодня диагностическое оборудование, диагностическая инфраструктура являются важнейшей частью медицины. Появился робот-хирург Da Vinci, который используется для конкретных операций. Ничего подобного в образовании не произошло.

Если говорить о реальных переменах, то пока, по-моему, она всего одна — выросли масштабы образования и с точки зрения охвата, и с точки зрения количества лет обучения. В конце 1950- х годов в СССР только половина детей оканчивали восьмой класс. То есть ожидаемая продолжительность обучения шестилетнего ребенка тогда составляла примерно семь лет. Сегодня этот показатель — 15 лет. Это является самым главным изменением. Важно также, что сегодня никого нельзя «выкинуть» из школы, «отбраковать». Я считаю это крайне позитивной тенденцией.

Тезис о том, что базовые технологии в образовании не меняются, придется пересмотреть, только если получит развитие модель онлайн-университетов. Это тенденция последних лет. Но и тут речь не идет о том, что студенты самостоятельно изучают материал онлайн. Как правило, преподаватель по расписанию взаимодействует с группой студентов, в данном случае территориально распределенной. Это взаимодействие происходит частично очно, пусть и при помощи интернета, частично через систему, напоминающую социальную сеть или форум. Это нормальное эволюционное изменение, которое, судя по имеющемуся опыту, перспективно. Но речь идет о значительной перемене в культуре, и к ней придется привыкнуть.

Самые обидные для университетов изменения в связи с развитием онлайн-преподавания происходят в сфере изучения иностранных языков. В ходе недавно проводившегося нами исследования выяснилось, что 94% студентов, которые очень хорошо сдали выпускной экзамен по английскому языку, обучались дополнительно вне университета. При этом в российских вузах гигантские кафедры иностранного языка. Возможно, пришло время подумать над перераспределением этих ресурсов.

Сейчас ситуация в экономике такова, что навыки, полученные в рамках системы образования, устаревают. Конечно, людям придется переучиваться и доучиваться, осваивать новые технологии. Если сегодня окончить факультет информационных технологий, то наверняка значительную часть технических навыков придется обновлять. Но из этого не следует, что то, чему вас научили в институте, не нужно. Если человек что-то хорошо освоил, он получил навык собственного обучения, развития. Это и есть ключевое умение, которое дает система образования, кроме общей культуры и видения мира.

Перечень специальностей, которым обучают в институтах, безусловно, будет меняться: новые профессии появляются, какие-то исчезают. Продолжается процесс потери рабочих мест из-за автоматизации и использования искусственного интеллекта, но он не лавинообразен. В то же время в огромном количестве открываются новые рабочие места, тоже в основном не требующие высококвалифицированного труда, как и те, что исчезают. А высококвалифицированные сотрудники, скорее всего, не потеряют работу.

При этом государство, общество не должны «бросать» человека, как только он окончит вуз. Необходимо признать, что образование не заканчивается, когда человеку исполняется 22 года или 25 лет. Нужно помогать людям получать образование в течение всей жизни. Поэтому в некоторых странах есть своеобразные ваучеры, благодаря которым раз в пять лет каждый человек может пройти переподготовку. Очень важно подчеркнуть, что сейчас в России нет конституционной, правовой гарантии получения бесплатного образования после окончания университета. А системы образования в развитых странах движутся именно к тому, что человек будет получать после школы право в течение жизни в любое время бесплатно отучиться шесть лет.

Внимательно следя за тенденциями в экономике и на рынке труда, нельзя забывать, что система образования существует не для работодателей, а для людей. Работодателю не нужен слишком образованный сотрудник. Во-первых, такой сотрудник может запросить более высокую зарплату. Во-вторых, он может перейти к другому работодателю. Неслучайно в теории человеческого капитала разделяется специфический человеческий капитал, то есть умение работать на конкретном рабочем месте, и общий человеческий капитал.

В специфический человеческий капитал работодатели вкладываются и должны вкладываться. Во вложениях в развитие общего человеческого капитала они не заинтересованы. Российские работодатели более-менее активно включаются в подготовку специалистов на последних курсах бакалавриата. К тому же нужно принимать во внимание не только запросы самих работодателей, но и внимательно изучать, что действительно требует современное рабочее место. Ведь система образования должна помочь человеку добиться в жизни успеха.

Вопреки распространенному представлению в России есть очень сильная зависимость между наличием диплома о высшем образовании и зарплатой. В среднем разница между зарплатой людей с высшим образованием и только со школьным — так называемая премия на высшее образование — в России выше, чем в США. Именно поэтому большинство семей у нас в стране считают, что их задача — дать ребенку высшее образование. Это экономически рациональное действие, а не просто вопрос статуса.

При этом наше государство систематически экономит на образовании. Мы пытаемся конкурировать на технологических рынках, тратя на эти цели в процентах от ВВП меньше всех стран-конкурентов. В финансировании вузов разрыв особенно велик. Проблема состоит именно в сильном бюджетном недофинансировании начиная с 2012 года, а не в том, что за образование недоплачивают студенты. Средства семей, которые платят за обучение, уже сильно напряжены.

В Германии, как и в ряде других стран, практически каждый выпускник школы может поступить в университет и учиться там бесплатно. Сектор платного образования в Германии — микроскопический. В России же больше половины студентов платят за свое образование, только не в частных вузах, а в государственных.

Исак Фрумин — научный руководитель Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Фото: Юрий Чичков для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Восточного» коварство «Восточного» коварство

Как американский бизнесмен Майкл Калви оказался за решеткой

Forbes
Вот оно какое, наше лето Вот оно какое, наше лето

Чем занять ребенка на даче: советы для детей любого возраста

Лиза
Нулевая ступень Нулевая ступень

Весной 2019 года в небо поднялся самолет с самыми большими крыльями в истории

Популярная механика
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
25 женщин-CEO 25 женщин-CEO

Список наиболее успешных руководительниц компаний российского бизнеса

РБК
Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую

Как маленькая квартира может стать больше большой

Inc.
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
«Черный квадрат» раздора «Черный квадрат» раздора

Краткая история главной картины ХХ века

Weekend
Светлана Миронюк: « Инвестирование в саморазвитие — необходимость, а не эксклюзив» Светлана Миронюк: « Инвестирование в саморазвитие — необходимость, а не эксклюзив»

Непрерывное обучение от рождения до смерти и карьера длиною в 50–60 лет

РБК
Вечные ценности Вечные ценности

Интерьер в духе дворцовой классики с иконами современного дизайна

SALON-Interior
Ли Кайфу: «Люди оказались на земле не для рутинной работы» Ли Кайфу: «Люди оказались на земле не для рутинной работы»

Как искусственный интеллект повлияет на нашу жизнь в ближайшем будущем

РБК
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
Робот – лучший повар Робот – лучший повар

Намучившись с самодеятельной кулинарией, он решил поручить эти заботы технике

Популярная механика
Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем

Как помочь своему организму заснуть?

Maxim
Сказка о будущем: каким видели наше настоящее футурологи прошлого Сказка о будущем: каким видели наше настоящее футурологи прошлого

Описывать доселе несуществующие вещи ученые начали еще в эпоху Возрождения

РБК
Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически» Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически»

В его присутствии мне хотелось быть умнее. Не хохотать без особой причины

Караван историй
Generation T Generation T

Зачем группа «Тинькофф» инвестирует миллионы в обучение школьников

Forbes
Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований Как сахар влияет на клеточное старение и разрушает коллаген: данные исследований

Почему сахар провоцирует воспаления клеток?

ТехИнсайдер
FORTUNA 812 FORTUNA 812

SoundCloud-рэп снова в топе благодаря FORTUNA 812

Собака.ru
Как королевские особы влияли на моду? Посмотрите на примеры королевы Виктории и принцессы Дианы Как королевские особы влияли на моду? Посмотрите на примеры королевы Виктории и принцессы Дианы

Влияние монархов на стиль даже в XXI веке куда глубже, чем кажется

ТехИнсайдер
Нет денег – нет детей Нет денег – нет детей

Почему продолжается снижение уровня рождаемости в мире?

Ведомости
Кентавр из моря Кентавр из моря

Может ли кентавр существовать с точки зрения биологии?

Вокруг света
Социофобия: как страх перед обществом влияет на личную жизнь Социофобия: как страх перед обществом влияет на личную жизнь

Как формируется страх перед обществом и можно ли справиться с этим недугом

VOICE
Креативность: врождённый дар или умение? Креативность: врождённый дар или умение?

Можно ли стать креативным или нужно им родиться?

Здоровье
Не женское дело? Не женское дело?

Еще 20–30 лет назад женщина-режиссёр воспринималась как нечто исключительное

Дилетант
Седан XPeng P7 сжег мосты консервативного дизайна: самый смелый рестайлинг в истории китайского автопрома Седан XPeng P7 сжег мосты консервативного дизайна: самый смелый рестайлинг в истории китайского автопрома

Готов ли рынок к седану, который выглядит как артефакт из будущего?

ТехИнсайдер
Артистка, которую невозможно забыть: 5 знаковых ролей Евгении Добровольской Артистка, которую невозможно забыть: 5 знаковых ролей Евгении Добровольской

Культовые роли Евгении Добровольской, по которым мы будем её помнить

Правила жизни
Как брат с сестрой создали в Томске бизнес с незрячими массажистами Как брат с сестрой создали в Томске бизнес с незрячими массажистами

Что подтолкнуло брата с сестрой на открытие школы массажа с незрячими

Forbes
Кадровиков много, а пользы — мало: 5 неочевидных ошибок в HR, которые могут стоить вам сотрудников Кадровиков много, а пользы — мало: 5 неочевидных ошибок в HR, которые могут стоить вам сотрудников

О главных ошибках, которые допускает бизнес в работе с кадрами

Inc.
Распространявшиеся за счет гомфотериев чилийские растения так и не оправились от их вымирания Распространявшиеся за счет гомфотериев чилийские растения так и не оправились от их вымирания

Гомфотерии регулярно поедали плоды и участвовали в распространении семян

N+1
Открыть в приложении