Раны и уколы: чемпионка рассказала, как сражаются профессиональные фехтовальщики
Семикратная чемпионка мира, девятикратная чемпионка Европы, бессчетнократная чемпионка нашей страны – в общем, «первая сабля мира» Софья Великая помогла нам разобраться в правилах фехтования и всей душой полюбить этот захватывающий вид спорта.
Чемпионат мира по фехтованию, прошедший в июле 2016 года в столичном «Олимпийском», преподнес нам сюрприз. И дело не в масштабах мероприятия, хотя и они поражают воображение: на состязания заявились 912 спортсменов из 108 стран. И даже не в триумфе российской сборной, который был вполне заслужен и ожидаем, поэтому никак не тянет на сюрприз.
Приехав на чемпионат по приглашению компании Tissot, официального хронометриста соревнований, мы неожиданно для себя увидели фантастическое шоу, которое по зрелищности и накалу страстей заткнет за пояс любой рок-концерт. Эпитет «фантастический» как нельзя лучше описывает электрифицированную экипировку участников, в которой они похожи на инопланетных захватчиков, и нечеловеческую скорость их движений. Это же слово приходит на ум, когда дорожки под ногами спортсменов (так и хочется назвать их «сценой») вспыхивают яркими цветами синхронно с фонарями на масках, иллюстрируя укол. И конечно же, фантастические децибелы выдают зрители, поддерживая хозяев турнира — российскую сборную.
Зрителей на трибунах много, и аплодисменты то и дело раздавались невпопад: разобраться в правилах спортивного фехтования поначалу бывает непросто. Чтобы понять, чем отличаются поединки на рапирах, шпагах и саблях, стоит совершить небольшой экскурс в историю.
Колоть, а не рубить
Первые шпаги появились в Испании в середине XV века в ответ на распространение латных доспехов. Разрубить мечом цельнометаллические пластины было практически невозможно, зато точный колющий удар в сочленение лат мог принести бойцу победу. Шпага представляла собой длинный меч с узким обоюдоострым (а позже даже граненым) клинком, предназначенным прежде всего для того, чтобы колоть, а не рубить. Характерная особенность шпаги — сложная гарда, защищающая руку и позволяющая отражать атаки противника экономными короткими движениями, а не размашистыми силовыми.
Придворный дресс-код того времени предполагал ношение оружия в повседневной жизни вместе с гражданской одеждой. Военная шпага, несмотря на узкий клинок, была для этого слишком тяжела. Ее облегченная версия получила название espadas roperas — «меч для одежды». Во французский язык термин перекочевал в слегка искаженном виде — la rapier, или рапира.
Несмотря на формальное наличие лезвий, рапира была слишком легка для рубящих ударов. И все же она оказалась неплохим оружием самообороны. Вместо щита фехтовальщик с рапирой использовал кинжал или дагу (специальный кинжал для левой руки с развитой гардой). Так принцип «колоть, а не рубить» перешел в дуэли, хотя латные доспехи в них не использовались.
В Италии фехтованию на шпагах обучали с помощью тренировочного оружия с граненым клинком без лезвий и тупым наконечником вместо острия. На итальянском языке такое оружие получило название fioretto, на английском стало называться foil, а на русском так и осталось рапирой. Удары разрешалось наносить только в торс: во-первых, ученики носили кожаные защитные жилеты, а во-вторых, колющие удары в руку или ногу считались неэффективными — после них противник все еще мог продолжать бой.
Сабля — универсальное оружие, которое может одинаково хорошо рубить и колоть. Сабли были особенно любимы кавалеристами за их режущие свойства, обусловленные характерным изгибом клинка. Три основные дисциплины современного фехтования (сабля, шпага и рапира) по сути вполне соответствуют своим историческим корням. Но, взглянув на оружие, этого не скажешь. Внешне спортивная шпага, рапира и сабля настолько похожи друг на друга, что отличить один снаряд от другого сможет только опытный болельщик.