Мир с тенью
«Гарри Хафт: последний поединок»: Барри Левинсон о возможности жизни после Освенцима
В прокат выходит «Гарри Хафт: последний поединок», новый фильм патриарха зрительского кино Барри Левинсона. Драма времен Второй мировой, основанная на реальных событиях, главный герой которой борется не столько с вселенским злом, сколько с ненавистью к вселенной в себе и все-таки в этом бое остается победителем. Как и режиссер, ведь не исключено, что для Левинсона это прощальная картина.
Барри Левинсона все взялись вспоминать и цитировать примерно месяц назад. Тогда, в середине февраля, происходящее в мире обманчиво отсылало зрителя — а любой гражданин сегодня, несмотря на «победы» демократии, остается лишь зрителем — к культовой картине Левинсона «Хвост виляет собакой». Жизнь показала, что кино, вернее, воображение его создателей все же трагически отстает от реальности, которую документирует или над которой иронизирует.
Левинсона, конечно, знают не только по этой остроумной пародии на Realpolitik, золотой фонд кинематографа включает в себя и другие его творения — «Багси», «Спящие», «С добрым утром, Вьетнам». Все это картины, как сейчас кажется, глубоко наивные в своем восприятии мира, как будто слишком этому миру доверяющие. Добро рано или поздно победит зло, человек хорош по природе, портят его обстоятельства, прошлое не идеально, но и в нем были свои ностальгические моменты, будущее возможно, завтрашний день залит ярким солнечным светом. Не случайно и то, что Левинсон всегда занимался именно актерским кино, в котором звезды сияют, но предельно антропоморфны, стоят совсем близко к публике, греясь в лучах опять-таки встречного доверия — режиссерского и зрительского. В общем, славное, крепкое, обнадеживающее кино 80–90‑х.