Затерянный мир
Мобильная связь сдалась первой. Навигатор еще какое-то время подавал признаки жизни, но через час после выезда из Горно-Алтайска тоже сник, наотрез отказавшись узнавать местность за пыльными окнами. И безучастным женским голосом принялся оглашать салон скороговоркой: «Вы сошли с маршрута, пожалуйста, вернитесь». Как в воду глядел...
С того маршрута, что проторен нам самой матушкой-природой, кажется, сошли мы все и уже давно. Особенно жители мегаполисов, где ежедневный бег с препятствиями просто не дает поводов расслабиться — остановиться, задуматься о духовном, вдохнуть полной грудью... Кстати, на Алтае дышится совсем иначе. Никакой тебе промышленности, зато много лесов, рек, озер. Живописнейшие зеленые горы подпирают просто неприлично синее небо. И от избытка кислорода неумолимо тянет в сон.
В этих краях не действует американский принцип «бамперного» туризма: поставьте свою машину сюда, выйдите и посмотрите туда, если есть с собой фотоппарат, снимайте вон то. Фотографировать можно все и с любого места. Будет красиво. Хотя достопримечательностей в привычном нам понимании на Алтае немного — он весь одна большая достопримечательность. По большому счету, когда навигатор отключился, мы не особо переживали, дорога-то одна! Зато какая — знаменитый Чуйский тракт, воспетый в песнях и легендах. Он тянется через весь Алтайский край с севера на юг и упирается в границу с Монголией. Дорога считается трассой стратегического значения и содержится просто в идеальном состоянии. Чего не скажешь про ее многочисленные ответвления. Но ехать по ним особо некуда. Все упираются либо в очень быструю и полноводную в это время года реку Катунь, либо в предгорья.
Давно это было...
В конце XVIII века по этому пути на юго-восток отправлялись первые караваны русских купцов. Сейчас в обратную сторону мчатся забитые скарбом видавшие виды праворульные «японки». Сам тракт строили с 1901 по 1903 год. Участок от Онгудая до Кош-Агача обошелся по тогдашним представлениям недешево — 80 000 руб., или более полутораста рублей за версту. Окончательно проезжей дорога стала лишь в середине 30-х. Тогда же по ней прошел первый автопробег.