Пубертат, стыд и маргинализация: почему девочки часто отказываются от спорта в школе
Девочкам сложнее увлечься спортом, чем мальчикам: на уроках физкультуры и в смешанных спортивных секциях им приходится подстраиваться под стандарты, созданные для мальчиков, а комментарии тренеров только подкрепляют гендерные стереотипы. Forbes Woman разбирается, что мешает девочкам получать удовольствие от активного образа жизни и как можно изменить ситуацию.
Личный выбор или давление общества
У средней девочки-подростка отношения со спортом прохладные. Согласно исследованию организации Women in Sport, к 13–15 годам только 8% девочек занимаются физической активностью не менее часа в день. Спорт перестает приносить удовольствие, и они не чувствуют мотивации им заниматься. Связано это не только с тем, что у детей появляются другие интересы. Даже когда девочка делает самостоятельный выбор не записываться в спортивную секцию или уйти из нее, это может быть следствием множества факторов, с которыми она сталкивается еще в детстве. Если не смягчать их влияние в первые годы знакомства со спортом, преодолеть их в подростковом возрасте будет еще сложнее.
Пубертат подчеркивает те самые различия, на которые опираются гендерные стереотипы, и часто подростки не готовы к физическим, эмоциональным и другим изменениям, которые с ними происходят. Как показывает упомянутое выше исследование, девочки начинают чувствовать, что для того, чтобы заниматься спортом, они должны иметь к этому способности. Играть, например, в футбол просто потому, что это приносит удовольствие, становится как будто бессмысленным.
Вместе с этим им приходится прикладывать усилия, чтобы выглядеть привлекательно для ровесников. Желание казаться привлекательной (где под привлекательностью подразумевается конвенциональная женственность) прививается обществом с детства и достигает пика к подростковому возрасту — периоду, когда, согласно одним исследованиям, каждый третий человек стыдится своего тела, а по данным других, до 94% девушек хотели бы что-то изменить в своей внешности.
В результате девочки одновременно боятся показаться недостаточно спортивными — и слишком спортивными, тревожатся об открытой одежде — и риске вспотеть, а также переживают из-за мальчиков, которые часто демотивируют их своей реакцией.
Маргинализация мальчиками — отдельная причина, отталкивающая девочек от спорта. Часто насмешка одноклассника становится поводом не проявлять инициативу на уроках физкультуры, а позже — не заниматься спортом в целом, особенно если учитель не пресекает неэтичные комментарии.