“Развивайте в детях доброту и терпимость”
Мы, родители, делаем все, что, по нашему представлению, поможет детям стать счастливыми: учим, даем образование, путешествуем с ними, водим в кружки и музыкальные школы. Но можно ли быть счастливым, не будучи свободным?
Многие родители говорят о своем желании воспитать детей свободными. Иногда сравнивают их с европейскими детьми, которые кажутся менее зажатыми, чем российские, и в то же время более вежливыми. Но что значит для детей свобода, что она им дает и нужна ли она на самом деле? С этим вопросом мы обратились к психологу Александру Колмановскому.
Psychologies: как воспитать детей свободными?
Для нас, родителей, важно воспитать детей организованными, образованными, здоровыми… такими и сякими. Эти пункты понятны. А вот что означает пункт «свободный» – не очень. Но я думаю, что все сходятся в желании воспитать детей счастливыми. А главное, что для этого нужно, – хорошее взаимодействие с людьми. Высшая психика человека (в отличие от ее животной, природной части) по своему происхождению социальна. Я часто прошу участников моих семинаров вспомнить несколько человек, которые им симпатичны, и найти у них что-то общее, что особенно к ним располагает. Где бы ни проходил семинар, в 100% случаев на первое место с большим отрывом выходит одно и то же – доброжелательность (или ее варианты, например отзывчивость). Почему я про это сейчас вспомнил? На разных этапах жизни разные наши качества и заслуги кажутся нам особенно козырными, важными. Но выясняется, что всегда, в любую пору и на любом этапе жизни людей в нас привлекает именно доброжелательность. Так что если мы хотим, чтобы дети были счастливы, то должны развивать в них прежде всего ее.
Есть стереотип, что все родившиеся в СССР несвободны, боятся выражать свое мнение.
Знаете, свободное высказывание своего мнения часто оказывается на поверку бесцеремонностью, а не свободой. Мне кажется, важно иное – отсутствие идеологизированности. Свобода – это незашоренное сознание, когда мы даже, казалось бы, привычные, традиционные вещи бесстрашно подвергаем переосмысливанию, сомнению, пускай потом приходим к тому же самому общепринятому мнению, но приходим уже осознанно. И в этом смысле я под свободой подразумеваю не какие-то поведенческие показатели, а ментальные. Чем больше мы с ребенком общаемся при помощи постулатов, не объясняя их содержательно, тем более зашоренным формируется его менталитет, тем больше он привыкает не только к этим незыблемым устоям, что уже само по себе плохо, но и привыкает некритично принимать все подряд. Мы позволяем себе штампы, не вдумываясь в них. «Меня надо слушаться, потому что я родитель». Это постулат. Выросший из такого ребенка взрослый безотчетно принимает многие чужие решения как правильные: раз кто-то так решил,