Что познается в сравнении?
Сравнение – яд для самоуважения, корень зависти и ревности, но оно также, при некоторых условиях, может быть источником удовольствия и инструментом самопознания. Исследуем это действие, часто подвергающееся критике.
«Познай самого себя» и «Все познается в сравнении» – из этих двух популярных философских высказываний1 нетрудно сделать такой вывод: хороший способ узнать нечто о самом себе – это сравнить себя с другими. Сложность заключается в том, что чаще всего мы не просто сравниваем – мы оцениваем и решаем, кто лучше. И уже сама постановка такого вопроса порождает тревогу. «Чем она лучше меня?» – тоскует женщина, которую бросили ради другой. «Почему у Пелевина больший успех, чем у меня?» – беспокоится писатель, который видит, что продажи его книги не растут… Большинство психотерапевтов согласны с тем, что сравнивать себя с другими – занятие не полезное. И все-таки мы продолжаем. Отчасти в этом повинно современное общество, жадное до конкуренции и оценки. Но это началось не вчера.
Инстинкт или рефлекс?
Вполне возможно, что инстинкт сравнения присущ человеческому роду изначально – как, например, инстинкт, заставляющий нас избегать опасности или бояться змей. «С древних времен человек мог выжить только в своей стае, поэтому ему важно было видеть, кто вокруг и похожи ли они на него, как и он на них, – размышляет гештальт-терапевт Марина Баскакова. – Кроме того, с помощью сравнения он определял свое место в социуме. Социальная иерархия есть и у наших предков-приматов: в стае доминант шумит громче, сидит выше, первый подходит к еде, имеет больший доступ к самкам… Мы все время проверяем, где наше место, оглядывая окружающих и сравнивая себя с ними».
Но возможно также, что привычка соотносить себя с кем-то – воспитанный рефлекс. Ведь уже в раннем детстве нас начинают сравнивать с другими (и чаще не в нашу пользу). «Посмотри на своего брата, он слушается старших, бери с него пример». «Я в твоем возрасте уже умел плавать». «Маша получает одни пятерки, а ты?..»
Беспокоясь за детей, французский психоаналитик Франсуаза Дольто призывала родителей осознать, что каждая личность уникальна с рождения, и отказаться от сравнения, позволив ребенку создать положительный образ себя. Еще раньше об этом же говорила Мария Монтессори – итальянский врач и педагог, создательница системы раннего воспитания, согласно которой каждый ребенок занимается тем, что интересно ему. Соответственно, либо дети делают что-то все вместе и получают общий результат, либо они занимаются разными делами – и результаты несопоставимы. Таким образом, сравнение становится просто невозможным.
Но несмотря на эти призывы, в повседневной жизни мы словно не можем отказаться от сопоставлений и оценок: больше-меньше, лучше-хуже… Возможно, родители не так уж виноваты. Чтобы построить наше «Я», нашу личность, мы соизмеряем себя с другими, выбираем образцы для подражания. Даже дорогие нам жизненные идеалы позаимствованы у людей, которых мы уважаем. А выбор неизбежно предполагает сравнение.