Как строить карьеру мечты
Летнее затишье – лучшее время для взвешенных карьерных решений. Как найти работу, которая удовлетворит амбиции и придется по душе, – обсуждаем с бизнес-психологами и коучами.
Алла Ануфриева: Что сегодня значит делать карьеру?
Ирина Белецкая: Значение меняется. До недавнего времени построение карьеры было связано с социальным успехом, с получением конкретной должности. Для многих это и сейчас так. Но поколение 25–35-летних больше ориентируется на самореализацию. Им важно разобраться: где мое место? Как мне его занять? Как я себя буду там чувствовать? Заданной извне траектории больше нет: карьера должна соответствовать мне лично. Второй тренд: все больше молодых не согласны заниматься только карьерой. Они хотят честно отработать на любимой работе, а потом заняться чем-то не менее интересным и, как правило, творческим: вести блог, снимать видео, писать книги. Они не готовы делать что-то одно в жизни.
Анна Кан: Да, и даже понятие такое появилось: «слеш-карьера». Очевидный вариант: я совмещаю работу дизайнером в издательстве и в рекламном агентстве. Новый слеш: в одной фирме я юрист, а в другой – технический директор, то есть я юрист/техред. И оба работодателя нормально к этому относятся, потому что им нужен этот специалист. Еще пару лет назад рекрутеры делали круглые глаза, услышав от соискателя о втором его проекте. А сейчас я знаю крупные компании, которые к этому уже относятся лояльно. И это тренд.
Михаил Стависский: А с моей точки зрения, понятие карьеры исчерпало себя в начале XXI века. Сегодня речь идет о каком-то другом понятии…
Видимо, нам нужен новый термин!
А.К.: Мне привычнее говорить о карьерном треке. Современный трек – это нечто многомерное, зигзагообразное.
М.С.: Да, некий зигзагообразный путь, который позволяет человеку жить в условиях хаоса или энтропии. Раньше мы карьеру планировали: оканчивали вуз и понимали, к какому результату придем. Теперь это невозможно. Появилась концепция непрерывного образования – lifelong learning, которая говорила, что надо всю жизнь учиться. А чему учиться сегодня, чтобы завтра быть востребованным? Тот, кто ответит на этот вопрос, будет самым богатым человеком. Искусственный интеллект заменит многих специалистов. Еще 5 лет, и карьера многих закончится, не начавшись. И задача сейчас – быть открытым большому количеству проектов и готовиться переформатировать жизнь полностью и в 20 лет, и в 65.
А.К.: Несколько моих знакомых пятидесяти лет так и делают. Скажем, 49-летняя женщина работает топ-менеджером и еще занимается вокалом. И в какой-то момент начинает брать учеников в той же вокальной студии. Года три совмещает обе работы, а потом плавно уходит из корпорации в преподавание. Кому-то надоедает карьера руководителя, и он покупает курсы по маркетплейсам и разворачивается в сторону онлайн-бизнеса.
А.А.: Не теряется ли профессионализм при таком разнообразии проектов?
А.К.: Традиционная система никуда не делась. Возьмите подготовку летчиков или врачей, там по-прежнему строится карьера, как при наших бабушках. Мы все разные. Кому-то нужно копать одну ямку, а другим хочется осваивать много направлений, и это тоже особый навык. Найти призвание не значит выбрать что-то одно. Я много лет исследую этот феномен и точно знаю: у каждого из нас есть ключевой деятельностный процесс – то, что мы воспроизводим во всех областях жизни: в работе, учебе, в игре. Один рассказывает истории, другой все систематизирует, третий обучает других. Мы стремимся это делать на любой, даже нелюбимой, работе и переживаем в этот момент состояние потока, увлеченность и воодушевление. Словом, главная задача – обнаружить это ядро, этот каркас, и тогда на него можно «надевать» разные профессии.
Как же мы можем обнаружить это ядро в себе?
И.Б.: Экзистенциальные психологи это ядро уже давно описали: это набор персональных ценностей, которые мы реализуем с помощью своих сильных сторон. Ценности – это то, что делает нашу жизнь хорошей. Мы можем не осознавать, но мы всегда ищем то, что соответствует нашим ценностям.
А.К.: Я вижу ядро призвания именно в деятельности, когда человек получает удовольствие от оптимального использования нервной системы. То есть когда мои способности или, можно сказать, мои широкополосные нейронные пути «чувствуют себя» хорошо, на правильном месте. Это процесс, который важно уловить самому. Потому что никакого единого «атласа призваний» или «атласа ценностей» не существует.