Как Александр Блок в 1919 году стал Председателем режиссерского управления БДТ

СНОБКультура

Александр Блок в Большом драматическом

«Театр - это нежное чудовище»

Дмитрий Быков

0:00 /
1523.069
Александр Блок, 1920

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЫКОВЫМ ДМИТРИЕМ ЛЬВОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА БЫКОВА ДМИТРИЯ ЛЬВОВИЧА. 18+

1

26 апреля 1919 года Александр Блок вступил в должность председателя режиссерского управления Большого драматического театра, открывшегося 15 февраля представлением в зале Консерватории трагедии Шиллера «Дон Карлос, инфант испанский» в постановке главного режиссера Андрея Лаврентьева (Лаврентьев оставался в этой должности десять лет, до 1929 года).

Фактически Блок занял кресло художественного руководителя. Он занимался подбором репертуара, объяснял актерам пьесы, присутствовал на репетициях и говорил вступительное слово перед спектаклями, поскольку аудитория – в значительной степени красноармейская – в таких пояснениях нуждалась. Он пришел в БДТ со своими представлениями о революционном театре и мечтой о театре поэтическом.

«Театр не благоприятен для Поэта, и Поэт не благоприятен для театра», – сказано у Гейне в «Мыслях, заметках, импровизациях» и процитировано Цветаевой в предисловии к «Концу Казановы»; сценическая судьба пьес Блока – не особенно удачная, включая даже поставленный Мейерхольдом «Балаганчик», – как будто это доказывает. Но поэт и для армии не слишком благоприятен – не говоря уж об армии для поэта, – однако Блок там служил с июля 1916-го по март 1917-го, когда призвали, и считался отличным товарищем. Вообще во всех сферах жизни, кроме поэзии, Блок демонстрирует хороший средний уровень: в отличие от других гениев, которые в одном гениальны, а во всем другом святых выноси, Блок исполнительный, порядочный, аккуратный чиновник и рецензент, вдумчивый протоколист (как в книге «Последние дни императорской власти»), безупречный табельщик (как на фронте). В послереволюционном театре – важно это помнить – мы имеем дело не с Блоком-поэтом, а именно с Блоком-чиновником и отчасти Блоком – историком литературы, и забота его о репертуаре либо о подборе актеров имеет характер не столько творческий, сколько бюрократический. А Блок-поэт – автор «Песни судьбы», «Незнакомки», «Розы и креста» – для театра в самом деле не благоприятен, или не построен еще тот театр: «Песня судьбы» никогда не была поставлена, МХТ так и не завершил репетиции «Розы и креста», и постановка в Вахтанговском театре (1983) большого успеха не имела. Мне, правда, нравилось. Но мне было пятнадцать лет.

Распределение ролей к спектаклю «Отелло» 1920 года c резолюцией Блока.

2

Работа Блока в БДТ была умиранием, приспособлением к умиранию, попыткой как-то занять время, которого вдруг осталось очень мало и при этом оказалось невыносимо много, потому что раньше оно было занято стихами, влюбленностями, блужданиями, прислушиванием к звукам, а теперь оказалось забито стремительно разрастающейся пустотой, и надо было эту пустоту заполнять. Она и заполнялась – «службой», заседаниями, повестками, перепиской, рецензиями на микроскопических авторов, докладами, присутствиями…

Но лучше умирать так, чем под забором, правда? Концепция героического театра, осуществляемая Блоком на посту председателя, выдумана не им. Идеализация личности, романтизм, «поэтическое раскрашивание человека» – все это скорее Горький, чья гражданская жена Мария Андреева в 1918-м возглавила комиссариат театров и зрелищ Петрограда и ближайших губерний, а с 1919-го руководила БДТ. «Зрителю необходимо показать человека, о котором он сам – и все мы – издавна мечтал, человека-героя, рыцарски самоотверженного, страстно влюбленного в свою идею, человека честного деяния, великого подвига... На сцене современного театра необходим герой в широком, истинном значении понятий», – пишет Горький, настаивая на том, что слово «романтический» применительно к современности не должно никого смущать: «термином этим я определяю только повышенное, боевое настроение пролетариата, вытекающее из сознания им своих сил, из все более усваиваемого им взгляда на себя как на хозяина мира и освободителя человечества».

Аналогичные идеи в трактате 1918 года «Революция и театр» высказывает Платон Керженцев. Именно согласно концепции Керженцева руководить пролетарским театром должен совет представителей всех искусств (а актеры, напротив, вербоваться из пролетариев, иначе какое же это эстетическое воспитание? Идея эта дожила до фильма «Берегись автомобиля»). Керженцев прямо пишет: «Наши деятели искусства по-старому бредут розно. В театральных директориях и управлениях по-прежнему нет места представителям других искусств, кроме чисто театрального. Не создалось организаций, тесно сближающих всех деятелей искусства без различия их специальности». Так что призыв Блока в театр – подобный его же призыву на службу – вполне обоснован.

Блок был уже к тому времени автором доклада «О репертуаре коммунальных и государственных театров» (5 июня 1918 года) по заказу театрального отдела Наркомпроса. Примечательно его трезвое отношение к реформированию театра и скепсис относительно сплошной революционной героики в репертуаре: «В публике мы имеем дело с людьми взрослыми, озлобленными бесконечно суровой жизнью многих лет, ищущими отдыха и простого развлечения. Надо, чтобы в репертуаре было, как и есть, много просто развлекающего, без всяких “культурно-просветительных” оттенков. В том и трудность, и привлекательность задачи, чтобы в бесформенную и рыхлую массу репертуара умелой рукой вкрапить камень-другой новой породы, который бы неожиданно осветил всю массу иначе, придал бы ей немножко другой цвет и вкус». В качестве «камней новой породы» на одном из заседаний театрального отдела он предложил, например, внедрять в репертуар пьесы Софокла. Вообще применительно ко всей этой культурно-просветительной вакханалии первых лет революции чаще всего вспоминаются слова Замятина из мемуарного очерка о Блоке: «В эти предсмертные секунды-годы нам надо было что-то делать, устраиваться и жить в несущемся снаряде. Смешные в снаряде затеи: “Всемирная литература”, Союз деятелей художественного слова, Союз писателей, Театр... И все писатели, кто уцелел, в темноте сталкивались здесь – рядом Горький и Мережковский, Муйтель и Гумилев, Чуковский и Волынский…» И Блок – не потому что стремился в первые ряды реформаторов, а потому что именно приходилось устраиваться в несущемся снаряде. Хотя своя неслучайность именно в его участии была: у него относительно театра свои наблюдения. Прежде всего он призывает не бояться «новой публики», которая придет на смену приказчикам из Гостиного двора и модным портнихам. «Матрос и проститутка были, есть и будут неразрывной классической парой, вроде Арлекина и Коломбины, пока существуют на свете флот и проституция; и если смотреть на это как на великое зло только, то жизни никогда не поймешь, никогда прямо и честно в ее лицо, всегда полузаплеванное, полупрекрасное, не посмотришь. Мы все отлично, в сущности, знаем, что матрос с проституткой нечто совершенно иное, чем “буржуй” с той же самой проституткой, что в этой комбинации может не быть тени какой бы то ни было грязи; что в ней может быть нечто даже очень высокое, чему не грех бы поучить сонных мужа и жену, дожевывающих свою послеобеденную жвачку в партере образцового театра. Для меня лично всю жизнь зрелище Александрийского, а особенно Мариинского партера, за немногими исключениями, казалось оскорбительным и отвратительно-грязным, а театр, в котором перемешаны сотни лиц, судьба которых – урывать у жизни свой кусок хлеба, то есть дерзить в жизни, не спать в жизни, проходить в ней своим – моральным или антиморальным путем, – такой театр казался мне всегда праздничным, напряженным, сулящим бесчисленные возможности, способным претворять драматургическую воду в театральное вино».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Полеты в кино и наяву Полеты в кино и наяву

Освободившиеся просторы ЦДХ станут обитаемой вселенной нового «Соляриса»

СНОБ
Не только хумус: всё, что тебе нужно знать об израильской кухне Не только хумус: всё, что тебе нужно знать об израильской кухне

Каков на вкус Израиль? Чем он пахнет?

Cosmopolitan
Гиперкары небесные Гиперкары небесные

У сверхбогатых есть свой автомобильный тренд

Maxim
Интеллект без границ Интеллект без границ

Как найти свое место в международном технологическом бизнесе

Forbes
«Все мы умираем детьми». Памяти Владимира Шарова «Все мы умираем детьми». Памяти Владимира Шарова

Режиссер Владимир Мирзоев посвятил своему другу Владимиру Шарову мемуарный очерк

СНОБ
Добро пожаловаться Добро пожаловаться

Антонина Козлова раскрывает секрет конструктивного нытья

Cosmopolitan
7 правил безопасной езды зимой 7 правил безопасной езды зимой

7 правил безопасной езды зимой

Maxim
Бетани Уильямс об осознанной моде и награде королевы Елизаветы Бетани Уильямс об осознанной моде и награде королевы Елизаветы

Бетани Уильямс рассказала, какую одежду создает и какие цели ставит перед собой

Vogue
Испытание огнем: как SpaceX готовит корабль Незнайки к полету на Луну Испытание огнем: как SpaceX готовит корабль Незнайки к полету на Луну

Испытание огнем: как SpaceX готовит корабль Незнайки к полету на Луну

Forbes
Obladaet: «Я никогда ни на что не копил» Obladaet: «Я никогда ни на что не копил»

Один из самых популярных,качественных и стильных молодых российских рэп артистов

GQ
Какой лазерный принтер купить для дома: советы от CHIP Какой лазерный принтер купить для дома: советы от CHIP

Какой лазерный принтер купить для дома: советы от CHIP

CHIP
По букве закона По букве закона

Труднее всего экс-супругам договориться по вопросам, связанным с детьми

StarHit
Как делать «это» когда у нее «эти» дни? 9 спасительных и советов и лайфхаков Как делать «это» когда у нее «эти» дни? 9 спасительных и советов и лайфхаков

Нет, нет никаких барьеров!

Playboy
Жена Стаса Михайлова рассказала об особенностях его отношения к женщинам Жена Стаса Михайлова рассказала об особенностях его отношения к женщинам

Жена Стаса Михайлова рассказала об особенностях его отношения к женщинам

Cosmopolitan
Пять способов уговорить звездного сотрудника остаться и две причины отпустить Пять способов уговорить звездного сотрудника остаться и две причины отпустить

Конкуренты переманили вашего ценного сотрудника?

Forbes
«Проект» узнал о «нерушимом соглашении» Владимира Гусинского с властями «Проект» узнал о «нерушимом соглашении» Владимира Гусинского с властями

«Проект» узнал о «нерушимом соглашении» Владимира Гусинского с властями

Forbes
Кочевое племя. Как компаниям удержать талантливых 20-летних Кочевое племя. Как компаниям удержать талантливых 20-летних

Как подготовиться к встрече с новым типом сотрудников поколения Z?

Forbes
Сама такая Сама такая

Отношения между женщинами отличаются особым эмоциональным фоном

Добрые советы
Американский профессор назвал классический фильм о Мэри Поппинс расистским Американский профессор назвал классический фильм о Мэри Поппинс расистским

Литератор посчитал образы трубочистов карикатурой на чернокожих

Maxim
Мария Грация Кьюри о показе Christian Dior осень-зима 2019 Мария Грация Кьюри о показе Christian Dior осень-зима 2019

Дизайнер рассказала о вдохновении Англией и теме феминизма в коллекции

Vogue
Лечим насморк у грудничка Лечим насморк у грудничка

Как помочь малышу пережить насморк и не допустить осложнений?

9 месяцев
Нет платья — нет планов Нет платья — нет планов

Дизайнер Белла Потёмкина уверена, что женственность никогда не выйдет из моды

OK!
Нарушаем? Нарушаем?

Штрафы для автомобилистов: как, не выходя из дома, проверить, оспорить, оплатить

Лиза
Мир на пороге мировой кибервойны: как США и Россия обменялись киберударами Мир на пороге мировой кибервойны: как США и Россия обменялись киберударами

Президенты США и России все чаще уделяют внимание кибератакам

Forbes
Сталь XXI века Сталь XXI века

Сталь — это сплав железа с углеродом и другими химическими элементами

Популярная механика
Обман зрения: 10 вещей, в которых ты будешь выглядеть стройнее Обман зрения: 10 вещей, в которых ты будешь выглядеть стройнее

Какие модные приемы позволят скорректировать фигуру?

Cosmopolitan
Антибиотики во время беременности: принимать или воздержаться? Антибиотики во время беременности: принимать или воздержаться?

Как быть, если будущая мама заболела и надо принимать антибиотики?

9 месяцев
«Власть» Адама МакКея не спасает даже последний подвиг Кристиана Бэйла «Власть» Адама МакКея не спасает даже последний подвиг Кристиана Бэйла

Сложно снимать сатиру на то, как последние стали первыми

GQ
Skoda Yeti: на любой случай Skoda Yeti: на любой случай

Учимся выбирать подержанный Skoda Yeti

АвтоМир
Все маме расскажу Все маме расскажу

Бьюти-блогеры просвещают не только интернет-аудиторию, но и своих мам

Добрые советы
Открыть в приложении