Психолог — о возрастных стереотипах и «третьей молодости»
«Оскар» 2023 года открыл всему миру Мишель Йео. Свою первую золотую статуэтку она получила в 60 лет. И она прекрасно выглядит. Согласно критериям ВОЗ, Мишель находится на границе среднего и пожилого возраста
Из-за демографической ситуации и развития технологий продления молодости возрастные рамки отодвигают официальную старость все дальше. Но цифры в этом вопросе играют далеко не главную роль. И уж точно не лучшую. Как изменить негативные стереотипы и наслаждаться второй половиной жизни, а может, даже третьей молодостью — об этом мы поговорили с кандидатом психологических наук, автором книги по возрастной психологии «Можно все. Возраст вдохновения» Люцией Сулеймановой.
Люция Сулейманова, кандидат психологических наук, автор книги «Можно все. Возраст вдохновения»
Кто-то считает себя стариком уже в 35. А кто-то в 80+ с юношеским задором, например, выступает перед студентами. От чего зависит ощущение возраста?
В целом это ощущение зависит от трех факторов: возрастного кризиса, психологических изменений и социальных стереотипов. Первое, что запускает нервную дрожь и напоминает, что «ничто не вечно», — внешние изменения. Они трудно воспринимаются и «изнутри»: еще вчера мимическая морщинка разглаживалась сама собой, а сегодня уже прочно поселилась на своем месте и не убирается ничем, и «снаружи»: нам годами внушали установку, что первые морщины — маркер необратимого старения.
Внезапное осознание «Я уже не могу, как в 20, я уже не так прекрасно выгляжу после бессонной ночи, мое тело отказываться выполнять то, что еще недавно получалось легко и незаметно» повергает в легкую панику: неужели уже все, как же так, это что же, дальше будет только хуже?! А к этим ощущениям немедленно добавляются стереотипы, навязанные окружающей средой и сформированные не годами, а столетиями: старение — это одиночество, ненужность, невозможность управлять собственной жизнью, утрата индивидуальности, потеря возможностей.
Люди справляются с этим по-разному, многое зависит как раз от того, как человек пережил тот самый первый кризис осознания, что молодость быстротечна. Если ему удалось принять происходящее, видя в нем не неизбежность, а поле возможностей, он придет к активной и полноценной «вневозрастной» жизни. Если отнесется к этому, как к оползню, чувствуя, что под ногами нет больше твердой почвы, а впереди пропасть, — столкнется со множеством внутренних и внешних проблем, которые с каждым годом будут усугубляться и диктовать не самые эффективные стратегии.
Часто возраст мы ощущаем болезненно, когда закрываются определенные двери возможностей. В 35 лет балерины обычно заканчивают карьеру, после 50 женщины довольно редко самостоятельно рожают детей. Почему наше внимание фокусируется на ушедших поездах чаще, чем на новых горизонтах?
Не перестаю повторять, что все в нас, таких современных и продвинутых, записано на биологическом уровне. Просто мы не осознаем этого мощного влияния далекого прошлого. Когда наши «дарвиновские» предки, приматы, стали жить в стае, в первом, по сути, сообществе, у них появилось социальное разделение по нескольким параметрам, оно-то и запустило механизмы, работающие по сей день. Скажем, молодые особи обслуживали главного самца и сражались за его внимание, а в случае победы получали привилегии. И это на биологическом уровне заложило стремление к конкуренции и страх потерять статус. С тех самых пор молодость — признак и условие востребованности на рынке и потенциального статуса. Причем у женщин к этому добавляется еще и способность зачать, выносить и родить, закрепив статус и получив некие гарантии стабильности.
Молодость веками была конкурентным преимуществом, и именно поэтому, так сказать, атавистически, ее уход вызывает такой шок: кажется, ты не гладкую кожу теряешь, а свободу и право на выбор.
Многое зависит от того, как человек пережил тот самый первый кризис осознания, что молодость быстротечна.
Собственно, короткий век профессиональной состоятельности балерин или гимнасток — из этой же оперы. Мы привыкли считать, что профессия, дело жизни, именно на всю жизнь и рассчитана. Следовательно, когда заканчивается активный период в профессии, некоторым образом заканчивается и жизнь. А в последнее время, например, в спорте пик и вовсе приходится даже не на раннюю юность, а на подростковые годы, и словечком «старуха» характеризуют девушек, не достигших двадцатилетия. Естественно, в этой среде взросление ощущается фактически как умирание.
А что по достижении критической отметки? Необходимость начать все сначала. В жизни, где ты — никто, и твои достижения и опыт не имеют никакой ценности. Именно поэтому балерины и спортсменки так переживают и находятся в группе риска возрастного стресса. Все не могут остаться в профессии хотя бы на уровне тренера или преподавателя, а если податься в другую область, то резко меняется, обнуляется статус. И нужно в буквальном смысле начинать другую жизнь. К счастью, балетная и спортивная целеустремленность и самодисциплина тут — залог самосохранения и движения к иным, новым достижениям.