Принятие женского тела и протесты в Иране: феминистская повестка Канн-2024
Недавно на Лазурном берегу Франции завершился 77-й Каннский кинофестиваль. Одной из главных тем программы смотра стала феминистская повестка. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает о том, какие темы больше всего интересовали режиссеров фестиваля и почему это отражает глобальный тренд в мировом кино.
На церемонии закрытия фестиваля французская постановщица Корали Фаржа, которой присудили награду за лучший сценарий (фильм «Субстанция»), отметила, что «феминизм еще даже не начался». Действительно, одно дело разговоры о равноправии мужчин и женщин, другое — как ситуация обстоит на самом деле. То, что это было сказано именно в Каннах, тоже довольно символично — французы относятся к феминистскому движению прохладно, но прогресс все равно берет свое. Постепенные изменения в киноиндустрии особенно ярко проявляются в фестивальных программах, которые аккумулируют новейшие тренды мирового кино.
Канны начали поворачиваться к женщинам лицом в последние несколько лет. В 2021 году жюри во главе с американским режиссером Спайком Ли приняло историческое решение и впервые вручило «Золотую пальмовую ветвь» женщине единолично — победительницей стала француженка Жюли Дюкурно с боди-хоррором «Титан». До нее единственной женщиной-победительницей Канн была новозеландка Джейн Кэмпион, чье «Пианино» в 1993 году разделило главный приз с «Прощай, моя наложница» Ченя Кайге.
В прошлом году жюри явно разрывалось между жуткой в своей актуальности драмой про Холокост «Зона интересов» Джонатана Глейзера и психологическим триллером с неоднозначной главной героиней «Анатомия падения» Жюстин Трие, отдав предпочтение последнему. До нынешнего года решения жюри больше были похожи на символические жесты, направленные на то, чтобы обозначить желаемый прогресс кино в истории. Программа 2024-го показала, что этот прогресс действительно происходит. Речи о гендерном паритете, который так не любит художественный руководитель Канн Тьерри Фремо, по-прежнему не идет — из 22 фильмов основного конкурса только четыре были сняты женщинами, но тем не менее большая часть программы смотра была посвящена феминистской повестке.
«Семя священного инжира»
Режиссер: Мохаммад Расулоф
Самым настоящим феминистским манифестом стал подпольный фильм иранского режиссера Мохаммада Расулофа «Семя священного инжира». Расулоф уже давно находится в конфликте с иранским режимом. Когда его новую работу включили в программу Канн, режиссера осудили на восемь лет лишения свободы. Однако Расулофу удалось сбежать из страны прямо во время фестиваля и уехать в Европу. В итоге премьера «Семени священного инжира» прошла в присутствии режиссера.
При просмотре фильма сразу понимаешь, чем Расулоф так насолил властям. Иранец обращается к событиям недавнего прошлого — одним из самых массовых протестов в Иране за последние годы, поводом для которых послужила смерть 22-летней девушки Махсы Амини. 16 сентября Амини умерла в одном из госпиталей Тегерана, куда она попала после задержания иранской «полицией нравов» («Гашт-е Эршад») за якобы неправильное ношение головного платка.