Экономика «цветущей сложности» вместо экономики потребления
Вернуть «человека живого, хозяйствующего» в практику и теорию экономики можно, только осознав его созидательную роль в окружающем мире как главный смысл хозяйствования, то есть полноценной экономики
Человека надо вернуть в экономику — в теорию и практику! Осознаем ли мы такой важнейший исторический факт, что понятие «зарегистрированное юридическое лицо» и правовая практика использования юрлиц в экономической деятельности стали формироваться только в эпоху, когда «победила» промышленная революция? Философские рассуждения о universitas в отношении хозяйствующих групп лиц, которые велись еще в Древнем Риме и Средневековье, мы не будем считать возникновением юрлиц.
То есть это вторая половина XIX века. А понятие «общество с ограниченной ответственностью» появилось только в 1920-е годы в Германии. Это величайшее изменение в осознании хозяйственной деятельности людей, которое никто не заметил или оно выпало из фокуса внимания.
Что же это значит?
Иван Иваныч любит готовить и кормить других, собирается открыть небольшой ресторан, денег у него мало. Его вероятные действия?
XXI век. Ищет соинвестора, делает бизнес-план, объясняет инвестору, когда его деньги вернутся и преумножатся по ставке дисконтирования в районе 15% в год, почему вложенные деньги принесут больше рентабельности в этом проекте при меньших рисках, чем в альтернативных проектах, в том числе в других отраслях экономики. Найдя инвестора, регистрирует юридическое лицо, определяются доли соучредителей, вносится 10 тыс. рублей уставного капитала. Нанимается персонал (Иван Иваныч может занять одну из должностей): генеральный директор, бухгалтер, повара, официанты, охранники, уборщики. Арендуется помещение. Примерно так, с вариациями.
Иван Иваныча, который любит готовить и кормить, больше нет. Во-первых, он превратился в Homo economicus, «человека экономического», цель которого — вернуть деньги с дисконтом и преумножить. Одно только общепринятое положение там, что деньги сегодня не равны деньгам завтра, заставит его примерно удвоить возвращаемую сумму в перспективе нескольких лет, а сравнение теоретических перспектив альтернативных вложений плюс оценка рисков еще повысят эту сумму. Теория и практика бизнеса заставят Иван Иваныча шевелиться в отношении «максимизации функции полезности» вложенных средств, которая есть «отдача на вложенный капитал». Скорее всего, Иван Иваныч потихоньку забудет, что он хотел кого-то вкусно накормить.
Во-вторых, Иван Иваныч в рамках этого проекта не действует непосредственно как физическое лицо, он действует опосредованно через лицо юридическое. Что это по-простому значит?
Это значит, что деятельность Иван Иваныча будет обложена налогами два раза — как юрлица и как доход физлица.
Что лично он не отвечает за деятельность юридического лица своим имуществом (если не нарушал законодательство), а имущество юрлица не принадлежит Иван Иванычу, только прибыль от деятельности.
Значит, что плохо или хорошо вас кормит не Иван Иваныч с его сложной натурой и характером, а некое юридическое лицо без характера и склонностей, которое, тем не менее, мечтает стать узнаваемым брендом.
В XIX веке условный Иван Иваныч действовал бы в большинстве случаев иначе. Скорее всего, Иван Иваныч был бы человеком семейным, у него было бы несколько детей, тогда это было нормой. Если у него мало денег, то в ресторане работала бы его семья и помощники, никакого юридического лица не могло быть в принципе. Иван Иваныч с партнером заключили бы договор как простые физлица о том, как они будут разделять доходы и убытки, и лично отвечали бы за все всем своим имуществом, но и все имущество ресторана принадлежало бы им. Они бы платили налог один раз: на вмененный доход с площади ресторана или с площади фасадных окон. А за невкусную еду Иван Иванычу могли бы «побить морду».
Люди в большинстве своем мыслили просто: у меня что-то есть (склонности, умения, деньги), я могу трудиться, все это должно кормить мою семью и радовать меня и людей, поэтому мне нужен не возврат на вложенный капитал, а простой месячный доход, который меня прокормит, и еще благодарность и уважение людей. Роль вложенного личного труда в целом в экономике была выше, чем вложенного капитала.
Давайте сравним Иван Иванычей XIX и XXI веков как хозяйствующих субъектов или, как теперь принято говорить, агентов экономики. Надо сразу заметить, что Иван Иваныч — XXI не может до конца превратиться в механизм для максимизации отдачи на капитал (и в этом проблема современной теории экономики, которая не может описать реальные данные). А Иван Иваныч — XIX вполне мог быть очень меркантильным и жадным человеком. Но разница эта институциональная: до XIX века экономический агент продолжал действовать как личность и не превращался в юрлицо и в Homo economicus (ничего личного, только бизнес), а теперь он институционально перестал быть человеком.
Я намеренно взял как пример предпринимателя — человека активного в хозяйственном отношении, производителя и вроде бы человека-созидателя. Но и он за счет идеологии economics фактически превращается не в созидателя, а в потребителя, так как стремится максимизировать не полезность еды для людей, а личный доход учредителей юрлица, который нужен для увеличения личного потребления. Фактически в теории бизнеса созидательная хозяйственная деятельность заменена спекуляцией капиталом.
Человек, не занимающийся предпринимательством, также превращается в условного экономического агента — Homo economicus — через концепцию тотального потребительства, выраженную пирамидой Маслоу. Только удовлетворив базовые потребности, лежащие в основании пирамиды, мы можем перейти на высшие уровни, но, опять-таки, для удовлетворения потребностей — только
теперь «духовных». В плане математических моделей экономики это выражается функциями максимизации полезности потребляемых благ при ограниченном бюджете. Чем больше бюджет, тем больше мы можем позволить себе благ и в конце концов (и это ужасная подмена) даже духовных!
Победное шествие промышленной революции по миру привело к механистичности представлений о человеческом обществе и деятельности людей. А механические системы в корне отличаются от живых систем (об этом подробнее в моих статьях в номерах журнала «Эксперт» за 2023 год). Экономическая деятельность человека — это деятельность живой системы, а не механической. Но за счет механистического подхода за последние два столетия общество становится все более механистическим и реально умирает и разлагается. Каков человек — такова экономика, какова экономика — таков становится человек.
Homo economicus, которым заменен человек в теории экономики, потихоньку вытесняет человека и из реальной хозяйственной деятельности. А «экономический человек» — потребитель, не созидатель и даже не производитель. Это видно в буквальном смысле на математических формулах, применяемых в современной экономике, — это «функции полезности» потребляемых благ.
Надо вернуть «человека хозяйствующего» в экономику на практике: переосмыслить понятие юрлица как упрощение фиксации имущественных отношений и совместного принятия решений, а не отделенного от физических лиц субъекта экономики. И в теории — в математических моделях, заменив целевые функции максимизации полезности целевыми функциями понижения энтропии, то есть повышения порядка в системе.
Экономика — наука о живом, а не о мертвом
Что такое экономика? Хороший вопрос. Если посмотреть с точки зрения этимологии, то οἶκος по-древнегречески — «хозяйство», а νόμος — «закон». Экономика — это законы ведения хозяйства. Аристотель, который и ввел в оборот этот термин, противопоставлял экономике хрематистику (χρηματιστική) как науку о накоплении богатства (χρήματα — деньги, богатство).
До второй половины XX века ученые чаще вместо термина «экономика» употребляли термин «народное хозяйство». Народное не в смысле общее или государственное, а вся хозяйственная деятельность народа (страны, региона). Современная же экономическая мысль выделила особую область хозяйствования, целью которой является накопление богатства (пусть иногда не личного, а общественного), и стала называть это словом «экономика», а остальное — хозяйственной деятельностью со внеэкономическими мотивами.
Сергей Николаевич Булгаков, профессор экономики, ставший потом известным философом, богословом, священником, в своей работе «Философия народного хозяйства» (1912 год) приводит мудрые слова русского философа Владимира Сергеевича Соловьева, которые ясно разделяют экономику и хрематистику: «Ложное и безнравственное обособление экономической области отношений как независимой будто от нравственных условий человеческой деятельности вообще. Как свободная игра химических процессов может происходить в организме только умершем и разлагающемся, а в живом эти процессы связаны и определены целями биологическими, так точно свободная игра экономических факторов и законов возможна только в обществе мертвом и распадающемся, а в живом и имеющем будущность хозяйственные элементы связаны и определены целями нравственными. Нет и не было в человечестве такого низменного состояния, когда материальная необходимость добывания жизненных средств не осложнялась бы нравственным вопросом».
В этой цитате на поверхности лежит утверждение, что экономика не может быть свободна от нравственных вопросов и целей, но гораздо интереснее с научной точки зрения разделение на «живые» и «мертвые» процессы. Соловьев подчеркивает бесперспективность описания хозяйственной деятельности человечества как процесса механистического, а не живого и биологического.
В общем-то, Булгаков в «Философии хозяйства» подробно разворачивает эту мысль, раскладывает на детали, показывает разницу. Надо отметить, что живые системы неравновесны, для их описания необходимо использовать другие параметры и понятия, чем для механических и равновесных. Наука второй половины XX и XXI века в разных областях активно пытается создать понятийный аппарат для описания именно неравновесных процессов. Несомненно, это направление очень перспективно для экономической мысли. Илья Пригожин, физик, лауреат Нобелевской премии, развивший теорию неравновесных процессов, подчеркивал их особенность: они антиэнтропийны, толчок их неэнтропийному развитию дают точки неопределенности (точки бифуркации).