Выживут только инфорги
Термин «инфорги», люди, которые придут на смену Homo Sapiens, в наш обиход ввел Сергей Карелов – один из первых руководителей российского отделения корпорации IBM, генеральный менеджер компаний Silicon Graphics и Cray Research, ныне сооснователь и СТО компании Witology, а также автор канала «Малоизвестное интересное». «Популярная механика» поговорила с ним об этом удивительном явлении.
Мы живем в интересное время. На смену антропоцену, эпохе технологического освоения материи и энергии, приходит новацен — Эпоха технологического освоения информации. И жить в новой эпохе, скорее всего, будут не Homo Sapiens, а инфорги — люди следующего поколения, проводящие в онлайне больше времени, чем во сне. Причем они уже здесь. Работал в сфере IT более 30 лет. Последние 15 лет занимается стратегическим консалтингом в области перспективных технологий.
Гиперистория
Понятие «новацен» ввел британский ученый Джеймс Лавлок в своей книге, которая так и называлась – Novacene. Лавлок считает, что сейчас начался глобальный переход человечества как вида и цивилизации в качественно иное состояние. Антропоцен вывел на максимум возможности материальных технологий. Но, открыв ядерную энергию и квантовую физику, человечество вплотную подошло к пределу: в области материальных технологий серьезные изменения уже вряд ли будут. Сегодня люди перешли к освоению информации. Информация стала главным ресурсом – именно это, собственно, отличает новацен. Лучано Флориди, еще один титан мысли, трактует происходящее немного иначе. Он уверен, что у человечества есть предыстория, история и гиперистория. Предыстория – время, когда главным для человека была материальная сущность. История началась, когда последовательно появились язык, письменность, науки и технологии, а информационная сущность стала играть все более возрастающую роль в жизни. Гиперистория, которая начинается прямо сейчас, заключается в том, что информационная сущность становится не просто важной частью бытия, а самим бытием и бытие происходит в этой информационной сущности. Флориди даже ввел новое название для этого – онлайф. Как только человек начинает проводить в онлайфе больше времени, чем во сне, он перестает быть человеком и превращается в инфорга. Сегодня уже появились первые поколения инфоргов, которые сильно отличаются от нас, Homo sapiens.
Онлайф
Последние 40 тыс. лет эволюция Homo sapiens все больше определялась культурной, а не биологической составляющей. Такова адаптационная реакция человека на ускорение изменений в культурной среде обитания. А поскольку теперь люди уходят в онлайф, их среда обитания кардинально меняется. Она совсем другая, там другие законы, и информационная сущность человека развивается и эволюционирует совершенно иначе. Изменения начинают происходить на уровне биологических, когнитивных и нейроаспектов. Эти изменения Сергей Карелов называет переходом к «алгокогнитивной культуре», когда к распределенной когнитивной сети помимо людей подсоединяются еще и алгоритмы. Ведь наш разум не заключен в одной черепной коробке – он распределен в коллективном пространстве, к которому мы подключаемся, как только рождаемся и начинается первый контакт. Подключившись и развиваясь в этой когнитивной сети, распределенной в пространстве и времени, мы соединяемся и с Ньютоном, и с Дарвином, и с Пелевиным, и с Диккенсом, формируя то, что представляет сознание каждого из нас. Превращаясь в Homo sapiens sapiens – современного человека, выросшего в среде людей, а не волков. Тем, кто вырос в изоляции, никакие миллиарды нейронов в голове не помогут: они так и останутся маугли.
Когнитивные гаджеты
Десять лет назад Сесилия Хейес буквально перевернула когнитивную психологию, заявив, что миллиарды нейронов – это не механизм репрезентации модели мира, не сама эта модель и даже не сам этот мир, не его цифровая копия, не надстройка в виде сознания. На самом деле это набор интерфейсов, когнитивных гаджетов, с помощью которых мы подключаемся к гигантской распределенной когнитивной сети. Эти гаджеты довольно быстро адаптируются и работают примерно так же, как на уровне экспрессии генов, которая позволяет эти гаджеты развивать в ту или иную сторону: делать познание более ориентированным на одни или другие органы чувств, изменять уровни абстрагирования, подкручивать более высокий уровень языка и метаязыка и т.д.