Воздушный бой
Развитие беспилотной авиации повторяет историю пилотируемой: сначала появились самолеты-разведчики, потом – ударные аппараты. Настала очередь истребителей.
В Париже на выставке вооружений Eurosatory 2008 мы разговорились с производителем сверхлегких электрических пенопластовых дронов с импеллером – малоразмерных маневренных скоростных целей. «Я даже не представляю, как их можно сбить, – делился своими мыслями инженер, – при этом стоимость дрона равна стоимости двух рожков патронов для автомата Калашникова».
На самом деле, военные дроны – довольно большой спектр устройств, которые нужно сбивать. Для больших и сверхдорогих, например, MQ-1 Predator или MQ-9 Reaper (4 млн и 17 млн долл.), прекрасно подходят стандартные средства ПВО. Еще лучше по всем дронам работают комплексы РЭБ, в которых наша страна удерживает лидерство. Они могут как точечно перехватывать управление аппаратами, заглушать или искажать сигналы GPS, так и мощнейшими электромагнитными импульсами выжигать дронам «мозги». По противодействию рою беспилотных летательных аппаратов системам радиоэлектронной борьбы вообще нет альтернативы.
Но, как правило, работа средств РЭБ – это стрельба по площадям, поражающая большинство электронных устройств, которые попадают в область действия станций. А для хирургического снятия с маршрута небольшого разведывательного или ударного дрона требуются другие средства. Попасть в такую малоразмерную цель – проблема даже для современных ЗСУ типа 2С6 «Тунгуска». А стоимость одного залпа ее зенитных автоматов с темпом стрельбы до 5000 выстрелов в минуту зачастую превосходит стоимость беспилотного летательного аппарата.
Идея специализированных дронов-истребителей, способных уничтожать разведывательные и ударные беспилотники, не нова: не очень удачные попытки их создания предпринимаются по всему миру. Эта задача подразделяется на несколько подзадач: обнаружение вражеских дронов, наведение на них перехватчиков, перехват и уничтожение. И если с обнаружением малоразмерных целей современные радарные системы как-то справляются, то с наведением большие проблемы.
Как навести
Точных данных по системам наведения нет, так как тематика одна из самых закрытых в мире. Тем не менее из бесед с конструкторами какие-то общие выводы можно сделать. Главные цели для перспективных истребителей – это ударные и разведывательные легкие дроны типа тех, что применяются исламистами в Сирии. Цель летит по автопилоту, особо маневрировать не умеет, полет достаточно прогнозируемый. На данном этапе дрон «не понимает», что за ним охотятся. Исходя из этих характеристик, первоначальное наведение внешнее, как у первых зенитных ракет. На конечном этапе неплохо было бы использовать самонаведение. Традиционные головки самонаведения авиационных ракет не подходят – они тяжелые, массивные и очень дорогие. Поэтому современные прототипы истребителей используют оптические системы самонаведения: развитие мобильных телефонов сделало оптические модули сверхлегкими, сверхкомпактными и дешевыми. Точно так же, как камера телефона захватывает и удерживает ваше лицо, истребитель захватывает и удерживает цель. Например, канадский дрон-истребитель AerialX использует для наведения сразу несколько камер. Но что будет, если истребитель пролетел мимо? Как опять захватить цель? Какой маневр провести? На эти вопросы пока ответов нет.