Наибольшее число типов армейского автотранспорта породила Вторая мировая война

Популярная механикаАвто

Война, родившая джип

Текст: Дмитрий Дашко

0:00 /
850.26
Willys MB (США) – настоящий родоначальник всех джипов, самый массовый универсальный армейский легковой автомобиль Второй мировой. Произведен в 1941–1945 годах.

Специальные автомобили для военных появились практически тогда, когда образовалась сама автомобильная промышленность, – в конце позапрошлого века. Но наибольшее число новых и уникальных типов армейского автотранспорта породила Вторая мировая война. Это и бронетранспортеры, и амфибии, и артиллерийские тягачи, и, конечно же, джипы, прадедушки всех тех машин, которые мы сейчас называем SUV, внедорожник, паркетник.

Тогда это были маленькие, но очень проворные легковые вездеходы, незаменимые штабные служивые. Появлению этого класса машин предшествовала долгая эволюция армейского штабного автомобиля, конструкция которого очень медленно менялась первые несколько десятилетий.

Kurogane Type 95, 1936–1944. Японская трехместная разведывательная машина была разработана на основе мотоцикла с коляской (Type 93).

Французы или японцы?

Открытый кузов, усиленная подвеска, мощный двигатель – все это помогало ездить не только по дорогам общего пользования, но и отчасти в полевых условиях. Тем не менее проходимость таких машин оставляла желать лучшего, а для армии, как известно, недопустимы какиелибо срывы, и надежность автомобиля играет немалую роль. Долгое время проходимость улучшали либо за счет установки гусеничного движителя на заднюю ось, либо путем увеличения количества задних ведущих осей с двух до трех. И в том и в другом случаях проходимость немного возрастала, но надежность и обслуживание такой громоздкой техники вызывали массу нареканий. Кардинальным решением стало создание привода на все четыре колеса, то есть и на задние, и на передние оси. C 1910-х годов такая компоновка уже использовалась массово на некоторых грузовых автомобилях, но для внедрения ее на легковой автомобиль имелись технологические препятствия.

Laffly V15R, 1938–1946. Французский полноприводный разведывательный автомобиль на базе легкого артиллерийского тягача.

До сих пор идут споры, какой же легковой автомобиль со всеми ведущими осями стал первым серийным. За первенство борются японская модель Kurogane Type 95 и французская Laffly V15R. Сейчас об этих автомобильных марках помнят разве что специалисты. Французский автомобиль эволюционировал от легкого трактора, а японский имел мотоциклетную родословную. Скорее всего, именно японские инженеры первыми в мире обратили внимание на выгодность формулы 4x4 для армейской легковушки. Доподлинно известно, что уже в 1935 году появился первый прототип «Курогане», а его серийный выпуск развернули в 1936-м. В течение восьми лет этот автомобиль-разведчик был растиражирован в количестве около 4700 единиц.

BRC-40, 1941. Американская полноуправляемая многоцелевая машина компании American Bantam, проигравшая конкуренцию Willys. Эксплуатировалась в РККА.

Важные инновации

Своим путем шли и американские инженеры. Еще с конца 1920-х некоторые фирмы в США предлагали комплекты для кустарного переоборудования грузовиков в полноприводные. Одной из таких фирм была Marmon-Herrington. В содружестве с «Фордом» она с 1937 года начала дорабатывать легковые автомобили для армии под колесную формулу 4x4. Американцы придумали классическую по сегодняшним меркам компоновку полноприводного автомобиля. Фактически задний мост с редуктором был зеркально развернут, а привод передних колес к трансмиссии осуществлялся через специальную раздаточную коробку с дополнительным передним карданным валом. Но основным достоинством «Мармонов» стало внедрение сложных по изготовлению шарниров равных угловых скоростей (ШРУС), позволяющих легковому автомобилю, в отличие от обычной карданной конструкции, поворачивать колеса на скорости без какого-либо напряжения и потери мощности. По канавкам шарнира плавно гуляли «шарики», которые и обеспечивали вращение колеса равномерно вне зависимости от угла между соединяемыми валами. Для сравнения: «Курогане» еще базировался на более примитивной независимой, рычажной подвеске, а вместо ШРУСов там стояли простейшие крестовины.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пространство новых материалов Пространство новых материалов

Как один ученый придумал альтернативу таблице Менделеева

Популярная механика
«Уже ничто не поможет»: почему во время пандемии менеджеры стали работать с 8 утра до 12 ночи «Уже ничто не поможет»: почему во время пандемии менеджеры стали работать с 8 утра до 12 ночи

В ситуации мировой пандемии особенно сильное давление испытывают менеджеры

Forbes
Армия 2020 Армия 2020

Ежегодная выставка «Армия» в парке «Патриот»

Популярная механика
Отказ от Отказ от

В минувшую субботу знаменитому актеру Аль Пачино исполнилось 80 лет

Cosmopolitan
За кулисами пуска За кулисами пуска

Старт космической ракеты – зрелище без преувеличения грандиозное

Популярная механика
Как новенькая! Как новенькая!

Простые способы, которые запустят процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Меч викингов Меч викингов

Швеция находится в десятке мировых экспортеров вооружения

Популярная механика
35 лет перестройке: от какого наследства отказался Путин 35 лет перестройке: от какого наследства отказался Путин

В отказе от наследия перестройки кроется возможное поражение Путина

Forbes
Микробы от похмелья Микробы от похмелья

Бактерии, которые способны утилизировать алкогольный токсин в кишечнике

Популярная механика
Как сделать санитайзер для рук в домашних условиях: простые рецепты Как сделать санитайзер для рук в домашних условиях: простые рецепты

Если сложно купить готовый санитайзер, приготовьте его самостоятельно!

Cosmopolitan
Мини-арсенал Мини-арсенал

Точнейшие миниатюрные копии стрелкового оружия, из которых можно и пострелять

Популярная механика
Небесная реанимация: летающая скорая помощь Атаманова Небесная реанимация: летающая скорая помощь Атаманова

О проектах российской компании Hoversurf наш журнал рассказывал не раз

Популярная механика
Планы на будущее Планы на будущее

Что о развитии автотранспорта думают в руководстве автомобильных компаний

Популярная механика
Роман Мандрик: Обучить нельзя оставить. Что делать с линейными сотрудниками, которые не хотят учиться Роман Мандрик: Обучить нельзя оставить. Что делать с линейными сотрудниками, которые не хотят учиться

Почему современные компании не могут обойтись без обучения линейного персонала?

СНОБ
На понятном языке На понятном языке

Как появился Kotlin, и правда ли, что он идеален для программирования

Популярная механика
Границы открыты! Границы открыты!

Какие профессии будут востребованы в будущем

Лиза
Олимпийский код Олимпийский код

Спортивное программирование – спорт высоких достижений

Популярная механика
Критический реализм Критический реализм

На Крите можно купаться и загорать с мая по октябрь

Cosmopolitan
Полярник на Луне Полярник на Луне

Российские ученые готовят новый поход в суровые края близ полюса... лунного

Популярная механика
Декоративный кустарник с витаминными плодами Декоративный кустарник с витаминными плодами

Хеномелес японский давно известен многим садоводам под названием «японская айва»

Наука и жизнь
Техпарад Техпарад

Новости мира науки и техники

Популярная механика
Алессандро Микеле: «Дресс-код – удел политиков» Алессандро Микеле: «Дресс-код – удел политиков»

Алессандро Микеле недаром считают властителем современной моды

GQ
Надо грязи! Надо грязи!

У шамана есть бубен. Три двери у хетчбэка. Восемь колес у БТР

Популярная механика
Спектр распада Спектр распада

Что астрофизики увидели в спектре кометы ATLAS

N+1
Тайна форсажного пламени Тайна форсажного пламени

Что такое форсаж?

Популярная механика
Что мешает голливудской улыбке? Развеиваем мифы о здоровье зубов Что мешает голливудской улыбке? Развеиваем мифы о здоровье зубов

Разоблачаем мифы о здоровье зубов и учимся ухаживать за ними с умом

Cosmopolitan
Шоу должно продолжаться Шоу должно продолжаться

Самые интересные премьеры Женевского автосалона

Популярная механика
Может ли различаться скорость света во Вселенной: наследие Эйнштейна Может ли различаться скорость света во Вселенной: наследие Эйнштейна

Теория относительности применима ко всем известным источникам света

Популярная механика
Черные грибы Чернобыля Черные грибы Чернобыля

Жизнь способна укротить даже смертоносную радиацию и использовать ее во благо

Популярная механика
Химики разобрались в цветной фотографии середины XIX века Химики разобрались в цветной фотографии середины XIX века

Цвета на фотографии середины XIX века объяснили распределением наночастиц

N+1
Открыть в приложении