Как устроена индустрия световых шоу и инсталляций

Популярная механикаСобытия

Сила света

Текст: Александр Грек

Если вам за сорок и 6 сентября 1997 года вы были в Москве, то наверняка помните грандиозный концерт, посвященный 850-летию столицы, – тогда пионер электронной музыки Жан-Мишель Жарр на Воробьевых Горах показал светомузыкальное шоу Oxygen. По официальным данным, его посетило 3,5 млн зрителей, по неофициальным – около 5 млн. Все, кто мог передвигаться на своих ногах, были там.

«Я могу назвать тот концерт одним из важнейших в своей жизни, – вспоминал музыкант. – Я играл перед тремя с половиной миллионами людей! Когда выступаешь перед такой огромной аудиторией, где бы ты ни находился, это невероятно. Но в России было вообще что-то безумное, неописуемое. Полученные эмоции можно сравнить с тем, каким мог бы быть концерт разве что на Луне!»

Юный Александр Ус тогда приехал с друзьями пораньше, расположился недалеко от главной башни и наблюдал вблизи весь процесс подготовки шоу, пультовую установку и работу невиданных гигантских слайдовых диапроекторов, которые и проецировали изображения на главный корпус МГУ. В приборах присутствовала хитрая механика, позволяющая «оживлять» слайды, создавая иллюзию движения – проплывающих рыб, падающих капель дождя.

Большинство людей, пришедших в индустрию светоинсталляций, точкой отсчета называют концерт на Воробьевых горах. Но понимание, что свет – нечто, что может гипнотизировать, парализовать, полностью менять атмосферу вокруг, пришло к Александру немного позже – на выступлении Ильи Лагутенко с электронным перформансом в клубе «Гауди» в начале 2000-х. В какой-то момент концерта включили «джараги» (JARAG) – флеш-панели, создающие желтый ламповый свет. «И он ударил мне по глазам, – вспоминает Александр. – Я встал, как парализованный светом фар олень. Был поражен настолько, что артист на ходулях попытался увести меня от моей девушки – она выловила меня уже где-то под его плащом. Я до сих пор не нахожу дна у этой темы: ничто так не меняет пространство в мире, как свет».

Ничто так не меняет пространство в этом мире, как свет. Ты находишь заброшенный завод, ставишь пару прожекторов, включаешь лазер, пускаешь дым – и создаешь магию. Александр Ус основатель и креативный директор компании Sila Sveta, одной из самых крупных компаний мира, занимающихся световыми, видеои аудио инсталляциями.

Залетные

«В индустрию мы буквально залетели, причем как-то сбоку: я не получал специального образования, не искусствовед и не световик, – говорит Александр. – Мы с товарищами шли по наитию, были страстно увлечены тем, что делаем. Нас словно на крюке тащил интерес проецировать большие изображения: казалось, что это очень круто – менять здания одним нажатием кнопки».

В 2005 году знакомый предложил поработать с китайским прибором HOPS (Huge Outdoor Projection Systems), сделанным по принципу тех же проекторов, что и у Жан-Мишеля Жарра, но гораздо проще. Слайды были, конечно, не обычные – такая большая бобина с цветной пленкой. Пленка от мощных ламп горела, пришлось на военном заводе раздобыть специальное жаропоглощающее стекло, которое использовалось при производстве танков. Но еще до этого стекла пришлось пройти огромный путь проб и ошибок. Например, автоматика китайских проекторов строилась на магнитных переключателях. Чтобы они сработали, приходилось в нужном месте гигантского слайда приклеивать небольшой кусок разрезанной жестяной банки. И не каждая банка подходила.

В один прекрасный день машины наконец заработали, и друзья начали их продавать. Однако приборы регулярно ломались, их приходилось ремонтировать. Однажды по незнанию Ус продал несколько штук бандитам – в итоге едва удалось избежать физического насилия. Приятели решили завязать с продажей и сосредоточиться на том, ради чего они пришли в этот бизнес, – создании шоу. К 2006 году они научились объединять слайдовые проекторы в «стаи» и светить на здания.

Ручная работа

«Мы начали мотаться по городам с нашими проекторами – и оказались в нужное время в нужном месте. Все сложилось очень удачно, – вспоминает Александр. – Это сейчас появились мультимедиахудожники, которые владеют разными технологиями, знают все про свет, проекцию, видеоконтент, лазеры и stage design, "сбивают" их в какую-то форму. Но 15 лет назад такого понятия, как мультимедиаарт, не было».

Больше всего друзьям нравилось «оживлять» архитектуру, накладывая изображения на стены. Начинали с аналоговых слайдовых проекторов, по большей части это была ручная работа. Приборы перед зданиями расставлялись под разными углами – надо было понять, как исказится картинка, и скорректировать ее. Когда светишь сбоку, кадр меняет соотношение сторон, растягивается в трапецию. Чтобы скомпенсировать искажение, требовалось сфотографировать здание с того ракурса, с которого будет смотреть зритель, в фоторедакторе наложить фото на слайд и сжать кусок изображения в обратную сторону трапеции – то есть сделать отрицательную трапецию. «В это время нас воспринимали как безобидных чудаков: хотят посветить – да ради бога», – смеется Александр.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Байкальская ловля нейтрино Байкальская ловля нейтрино

Новый глубоководный нейтринный телескоп на озере Байкале

Популярная механика
Предка выращиваемых термитами грибов заподозрили в предрасположенности к одомашниванию Предка выращиваемых термитами грибов заподозрили в предрасположенности к одомашниванию

Биологи изучили филогению одомашненных термитами грибов

N+1
Иллюзия успеха Иллюзия успеха

Четыре истории о талантливых мастерах пускать пыль в глаза

Популярная механика
Как модель «производство как услуга»‎ ускоряет распространение инноваций Как модель «производство как услуга»‎ ускоряет распространение инноваций

Цифровизация трансформирует операции компаний на всех этапах деятельности

Популярная механика
Ускользающие инопланетяне Ускользающие инопланетяне

Новая шкала инопланетных цивилизаций

Популярная механика
Как Коко Шанель заимствовала элементы мужского гардероба и как мужчины сейчас используют наследие Chanel Как Коко Шанель заимствовала элементы мужского гардероба и как мужчины сейчас используют наследие Chanel

Мужчины переосмысливают наследие Chanel по-своему

Esquire
Летящая на волне Летящая на волне

История о том, как летал один из самых необычных сверхзвуковых самолетов

Популярная механика
«Честный оргазм»: фильмы с настоящими постельными сценами «Честный оргазм»: фильмы с настоящими постельными сценами

Почему женщины симулируют и превращают секс в театральную постановку?

Psychologies
Твой персональный код Твой персональный код

Какими бывают тесты ДНК

Популярная механика
Ниже ростом, но худее: удастся ли дочери Хайди Клум повторить ее успех Ниже ростом, но худее: удастся ли дочери Хайди Клум повторить ее успех

Хайди Клум многое сделала для того, чтобы ее дочь Ленни стала героиней глянца

Cosmopolitan
Чистое дыхание авиации Чистое дыхание авиации

Первые регулярные рейсы электросамолеты могут совершить в ближайшие годы

Популярная механика
Водителям начали поступать странные звонки. Что они означают Водителям начали поступать странные звонки. Что они означают

Проезжающим без оплаты по ЦКАД водителям начали поступать звонки от «Автодора»

РБК
Андроид-чемпион Андроид-чемпион

Как роботы защищают честь российского футбола

Популярная механика
Все время мира Все время мира

Как человечество познакомилось с мировым времен и линией перемены дат

Вокруг света
Очень тяжелые носители Очень тяжелые носители

Прототипы будущей сверхтяжелой ракеты Starship продолжают испытания

Популярная механика
Вместо бодипозитива: почему нам нужна бодинейтральность Вместо бодипозитива: почему нам нужна бодинейтральность

Почему у бодипозитива мало сторонниц

Cosmopolitan
Судоходная Арктика Судоходная Арктика

Беспрецедентное по масштабам строительство судов ледового класса в России

Популярная механика
Инфографика: сколько электроэнергии уходит на добычу биткойнов Инфографика: сколько электроэнергии уходит на добычу биткойнов

Сколько электричества в год человечество тратит на поддержание сети Bitcoin?

Вокруг света
Строители невидимых путей Строители невидимых путей

Как устроен морской порт

Популярная механика
Иван и царевна-жаба Иван и царевна-жаба

Комик Иван Усович рассказал «Татлеру» о знаменитой жадности стендаперов

Tatler
«Глаза» для беспилотников «Глаза» для беспилотников

Автомобили с круглой нашлепкой на крыше сегодня на дорогах уже не редкость

Популярная механика
Краткая история и скорое будущее модуля «Наука» Краткая история и скорое будущее модуля «Наука»

Лабораторный модуль «Наука» добрался, наконец, до МКС

Популярная механика
Боевой друг Боевой друг

Что принципиально нового можно сделать с АК?

Популярная механика
Зачем смотреть “Воспоминания” — фильм о том, как Хью Джекман возвращал людям память и влюбился до беспамятства Зачем смотреть “Воспоминания” — фильм о том, как Хью Джекман возвращал людям память и влюбился до беспамятства

Захотим ли мы забыть “Воспоминания” Лизы Джой?

Esquire
Мастер мира Мастер мира

VR-концерт в соборе Нотр-Дам де Пари, восстановленном в виртуальной реальности

Популярная механика
Музыка высших сфер Музыка высших сфер

Рафферти Ло и Руди Албарн — панки эпохи осознанности и инклюзивности

Tatler
Новый главный Новый главный

Самый большой, сложный и мощный космический телескоп в истории

Популярная механика
Обмани как художник: как известные творцы вводили мир в заблуждение Обмани как художник: как известные творцы вводили мир в заблуждение

Жизнь художников часто обрастает мифами, которые нередко создаются ими самими

GQ
Гидрофойл для миллионов Гидрофойл для миллионов

Гидрофойл – доска на подводных крыльях для серфинга

Популярная механика
Почему диета не работает: 7 основных причин, которые мешают тебе похудеть Почему диета не работает: 7 основных причин, которые мешают тебе похудеть

Порой найденные в Сети советы по снижению веса совершенно не работают

VOICE
Открыть в приложении