Многофункциональная боевая машина следующего поколения

Популярная механикаОбщество

Интеллект для самолета

Текст: Олег Макаров, фото: Марина Лысцева

ОКБ Сухого начало разработку этого самолета в инициативном порядке. Когда СУ-35 поднялся в небо над Сирией, наши зарубежные «коллеги» и «партнеры» стали вести себя сдержанней и осмотрительней. Своими обводами самолет напоминает СУ-27, но его революционная авионика фактически делает его многофункциональной боевой машиной следующего поколения.

Как и многие другие оборонные предприятия России, «Сухой» смог пережить перипетии 1990-х только благодаря экспортным контрактам. Су-27 и его модификации поставлялись в Китай, Индию и Малайзию. Однако к рубежу столетий 27-й, несмотря на все его достоинства, значительно потерял новизну и уникальность, и на его место требовалось придумать что-то новое. Что-то новое в духе требований, предъявляемых временем. Во-первых, в мире с начала девяностых был взят курс на многофункциональность. В СССР существовало четкое деление боевых самолетов на истребители, истребители-бомбардировщики и фронтовые бомбардировщики. Теперь же востребованными оказались самолеты, совмещающие все эти функции. Так можно было сэкономить на унификации парка боевых машин и на подготовке летчиков. Во-вторых, был сделан вывод о том, что оптимальные летно-технические характеристики самолет приобретает в одноместном варианте, то есть единственный человек на борту должен был совмещать функции пилота и оператора оружия. В-третьих, ведущие производители военной авиационной техники вплотную занялись созданием многофункциональных самолетов 5-го поколения.

Курс на интеграцию

Создание самолетов 5-го поколения стало государственным приоритетом, и под разработку будущего Т-50 (Су-57) выделили финансирование. Однако, помимо проектирования флагмана истребительной авиации, у компании «Сухой» были и другие заботы: что предложить на мировом рынке в качестве одноместного многофункционального самолета вместо Су-27 и его модификаций? Ответ на этот вопрос руководству «Сухого» искать пришлось на свой страх и риск. Решением стало создание нового самолета, который внешне почти ничем не отличался от всем знакомого Су-27.

Обводы планера остались прежними, но все, что касалось авионики, вырвали из заслуженного самолета с корнем. В самолетах семейства Су-27, созданных в восьмидесятые и девяностые, использовался так называемый федеративный принцип. Все самолетные системы (гидравлическая, топливная и т.д.), а также системы комплекса бортового оборудования существовали самостоятельно, обладая собственными вычислителями. При сохранении такого принципа пилоту необходимо было постоянно осмысливать огромное количество информации, поступающей от средств индикации, и принимать разнообразные решения. Для самолета, в котором находится только один человек, это экстремальная задача. Выход – интеграция всех систем на основе единого бортового вычислителя и создание интуитивно понятной индикации, в которой вся информация от систем собиралась бы воедино и анализировалась. Цель обнаружена, идентифицирована, выданы рекомендации по средствам поражения.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нобелевская кухня Нобелевская кухня

Как с помощью скотча получить графен в домашних условиях

Популярная механика
Хорошие Маннеры Хорошие Маннеры

Сказочный замок главных сестричек Англии

Tatler
Техпарад Техпарад

Новости мира науки

Популярная механика
Дорогие россияне! Дорогие россияне!

Мы отправили Ксению Собчак на встречу с избирателями — на хлебозавод

Tatler
Возвращение «Индейца» Возвращение «Индейца»

Прошлое и настоящее мотоцикла Indian

Популярная механика
Андрей Левкин: А Hommage to Jakob Böhme, частному лицу Андрей Левкин: А Hommage to Jakob Böhme, частному лицу

Невозможный для пересказа текст Андрея Левкина

СНОБ
Проект Guido Проект Guido

Ничего подобного в России прежде не строили

Популярная механика
Оружие для любого американца — то же самое, что шляпа для ковбоя Оружие для любого американца — то же самое, что шляпа для ковбоя

Почему владение оружием остается неотъемлемым правом американцев

СНОБ
Покорители стен: ледолазы Покорители стен: ледолазы

Не выпускать ледоруб из рук: потеряв инструмент, спортсмен сходит с дистанции

Популярная механика
О да, еда! О да, еда!

Фоторедактор Ольга Исакова делится впечатлениями от гастропутешествия по Италии

Cosmopolitan
Метательные планеры Метательные планеры

Один из самых молодых видов авиамодельного спорта

Популярная механика
Холст, масло Холст, масло

Художник Григорий Масленников, его мебель, панно и философия

AD
Полет бумеранга Полет бумеранга

Гибрид самолета, вертолета, конвертоплана и автожира

Популярная механика
Высокие идеи Высокие идеи

Хранение «под потолком» по-прежнему актуально

Лиза
Новая бронетанковая доктрина Новая бронетанковая доктрина

О зарождении новой бронетанковой доктрины

Популярная механика
Volvo XC90 Volvo XC90

XC90 действительно хорош, но все же не без греха

АвтоМир
_Не музыка еще, уже не шум _Не музыка еще, уже не шум

Как научить машину сочинять музыку и писать картины

Популярная механика
Cвежая Крофт Cвежая Крофт

Обладательница «Оскара» Алисия Викандер — о роли Крофт, уроках балета и караоке

Glamour
Надежный рекордсмен Надежный рекордсмен

Сельскохозяйственные тракторы и рекорды «Ростсельмаша»

Популярная механика
Полет Додо Полет Додо

10 лет бизнеса в России в истории одного умника

Русский репортер
Пламенные моторы будущего Пламенные моторы будущего

Интервью с генеральным директором ЦИАМ Михаилом Гординым

Популярная механика
Есть врачебные ошибки, а есть врачебные несчастья Есть врачебные ошибки, а есть врачебные несчастья

Почему не все ошибки медиков должны заканчиваться тюрьмой

СНОБ
Брат небесный, брат земной Брат небесный, брат земной

NASA исследует близнецов: астронавта и его брата, оставшегося на Земле

Популярная механика
Добро пожаловать в «высший класс»! Добро пожаловать в «высший класс»!

Стоит ли хорошо оснащенный флагманский смартфон своих денег?

CHIP
Кресла вместо бомб Кресла вместо бомб

Бомбардировщик превратили в бизнес-джет

Популярная механика
Я завидую Я завидую

Тех, кому это чувство знакомо, куда больше, чем тех, кто в этом признается

Psychologies
Живые огни Живые огни

К растительным настольным лампам и деревьям-фонарям ведет несколько путей

Популярная механика
От русского до исламского. Как террор стал методом борьбы От русского до исламского. Как террор стал методом борьбы

Глеб Павловский: Мы вполне можем стать свидетелями новых форм террора

СНОБ
Фантастика в открытом поле Фантастика в открытом поле

Иннополис – город, в котором нет старости

Популярная механика
Ренато, который дает людям второй шанс Ренато, который дает людям второй шанс

Ренато Грбич, 55-летний сербский ресторатор — и спасатель самоубийц

СНОБ
Открыть в приложении