Многофункциональная боевая машина следующего поколения

Популярная механикаОбщество

Интеллект для самолета

Текст: Олег Макаров, фото: Марина Лысцева

ОКБ Сухого начало разработку этого самолета в инициативном порядке. Когда СУ-35 поднялся в небо над Сирией, наши зарубежные «коллеги» и «партнеры» стали вести себя сдержанней и осмотрительней. Своими обводами самолет напоминает СУ-27, но его революционная авионика фактически делает его многофункциональной боевой машиной следующего поколения.

Как и многие другие оборонные предприятия России, «Сухой» смог пережить перипетии 1990-х только благодаря экспортным контрактам. Су-27 и его модификации поставлялись в Китай, Индию и Малайзию. Однако к рубежу столетий 27-й, несмотря на все его достоинства, значительно потерял новизну и уникальность, и на его место требовалось придумать что-то новое. Что-то новое в духе требований, предъявляемых временем. Во-первых, в мире с начала девяностых был взят курс на многофункциональность. В СССР существовало четкое деление боевых самолетов на истребители, истребители-бомбардировщики и фронтовые бомбардировщики. Теперь же востребованными оказались самолеты, совмещающие все эти функции. Так можно было сэкономить на унификации парка боевых машин и на подготовке летчиков. Во-вторых, был сделан вывод о том, что оптимальные летно-технические характеристики самолет приобретает в одноместном варианте, то есть единственный человек на борту должен был совмещать функции пилота и оператора оружия. В-третьих, ведущие производители военной авиационной техники вплотную занялись созданием многофункциональных самолетов 5-го поколения.

Курс на интеграцию

Создание самолетов 5-го поколения стало государственным приоритетом, и под разработку будущего Т-50 (Су-57) выделили финансирование. Однако, помимо проектирования флагмана истребительной авиации, у компании «Сухой» были и другие заботы: что предложить на мировом рынке в качестве одноместного многофункционального самолета вместо Су-27 и его модификаций? Ответ на этот вопрос руководству «Сухого» искать пришлось на свой страх и риск. Решением стало создание нового самолета, который внешне почти ничем не отличался от всем знакомого Су-27.

Обводы планера остались прежними, но все, что касалось авионики, вырвали из заслуженного самолета с корнем. В самолетах семейства Су-27, созданных в восьмидесятые и девяностые, использовался так называемый федеративный принцип. Все самолетные системы (гидравлическая, топливная и т.д.), а также системы комплекса бортового оборудования существовали самостоятельно, обладая собственными вычислителями. При сохранении такого принципа пилоту необходимо было постоянно осмысливать огромное количество информации, поступающей от средств индикации, и принимать разнообразные решения. Для самолета, в котором находится только один человек, это экстремальная задача. Выход – интеграция всех систем на основе единого бортового вычислителя и создание интуитивно понятной индикации, в которой вся информация от систем собиралась бы воедино и анализировалась. Цель обнаружена, идентифицирована, выданы рекомендации по средствам поражения.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Небо для катамаранов Небо для катамаранов

Современные самолеты построены по так называемой нормальной схеме

Популярная механика
Mitsubishi Pajero Mitsubishi Pajero

Технически сложный автомобиль отнюдь недешев в содержании

АвтоМир
Марс, пульс, температура Марс, пульс, температура

Зонд InSight: заглянуть внутрь Марса

Популярная механика
«Он сыграл роль правдолюбца». Деятели культуры об актере Алексее Серебрякове «Он сыграл роль правдолюбца». Деятели культуры об актере Алексее Серебрякове

Актер Алексей Серебряков назвал хамство частью русской национальной идеи

СНОБ
Пламенные моторы будущего Пламенные моторы будущего

Интервью с генеральным директором ЦИАМ Михаилом Гординым

Популярная механика
Илья Демуцкий Илья Демуцкий

Композитор, за которым скандалы ходят по пятам

Esquire
Инфекция жизни Инфекция жизни

Направленная панспермия в вопросах и ответах

Популярная механика
Не житье, а масленица! Не житье, а масленица!

Где отметить праздник весело и вкусно?

Лиза
Выход дракона Выход дракона

Впервые в истории лидером по количеству космических запусков станет Китай

Популярная механика
Почему американцы так любят оружие Почему американцы так любят оружие

Колумнист «Сноба» дает исчерпывающее объяснение любви американцев к оружию

СНОБ
Кресла вместо бомб Кресла вместо бомб

Бомбардировщик превратили в бизнес-джет

Популярная механика
Наивно думать, что вегетарианцы помогают планете Наивно думать, что вегетарианцы помогают планете

Что означает фраза «ответственное потребление» применительно к еде

СНОБ
Кто спасет МКС Кто спасет МКС

МКС может завершить работу через шесть лет. Что будет дальше?

Популярная механика
Алексей Алексенко: Попытка объяснить все непонятное разом Алексей Алексенко: Попытка объяснить все непонятное разом

Биологи связали воедино странные истории, которые не стали от этого понятнее

СНОБ
Незастывающее слово Незастывающее слово

Языку так тяжело в тисках учебников и словарей

Популярная механика
Катерина Мурашова: Еще одна реальность Катерина Мурашова: Еще одна реальность

Почему все врут? История подростка Филиппа, который нашел свой ответ

СНОБ
Точечный старт Точечный старт

История отечественного авиаконструктора – Владимира Мясищева

Популярная механика
Citroën C3 Aircross Citroën C3 Aircross

Оригинальный дизайн заметно выделяет «француза» на фоне конкурентов

Quattroruote
Крейсер «Кенигсберг» в африканских водах: Паровой партизан Крейсер «Кенигсберг» в африканских водах: Паровой партизан

Эпопея немецкого рейдера «Кенигсберг» времен Первой мировой

Популярная механика
Мой дом – моя крепость Мой дом – моя крепость

Как выбрать самые надежные железные решетки для окон и не переплатить

Лиза
Стеклянные микробы Люка Джеррама Стеклянные микробы Люка Джеррама

Героев этих произведений не разглядеть без микроскопа

Популярная механика
«Мне пришлось переехать в другой город». Три истории о порномести «Мне пришлось переехать в другой город». Три истории о порномести

Пострадавшие от порномести рассказали о ее последствиях

СНОБ
Пешком по воде Пешком по воде

Далеко не все способны проплыть километр под водой

Популярная механика
Стамбул: Европа и Азия Стамбул: Европа и Азия

Крупнейший город страны, успевший побывать столицей трех империй

АвтоМир
Живые огни Живые огни

К растительным настольным лампам и деревьям-фонарям ведет несколько путей

Популярная механика
Зачем Стивен Содерберг снял “Не в себе” на айфон Зачем Стивен Содерберг снял “Не в себе” на айфон

Премьера нового фильма Стивена Содерберга, полностью снятого на айфон

Esquire
_Не музыка еще, уже не шум _Не музыка еще, уже не шум

Как научить машину сочинять музыку и писать картины

Популярная механика
Владимир Качан. Про друга Владимир Качан. Про друга

Морально я был готов к Мишиной смерти, но известие о ней все равно прибило

Караван историй
Made In Саша Made In Саша

Как работа актрисой помогла Александре Ревенко полюбить себя

Esquire
Александр Маноцков: У меня нет никакого «само», которое требует «выражения» Александр Маноцков: У меня нет никакого «само», которое требует «выражения»

Интервью с композитором Александром Маноцковым о том, что все в музыке — время

СНОБ
Открыть в приложении