Исторические интерьеры и экспозиции Зимнего дворца

Культура.РФКультура

Зимний дворец

Исторические интерьеры и экспозиции

Автор: Лидия Туляганова

0:00 /
741.046

Знакомство с музеем удобно начать с Зимнего дворца — вход находится со стороны Большого двора, куда можно пройти через арку напротив Александровской колонны.

Зимний дворец — здание в стиле барокко — начали строить в 1754 году при Елизавете Петровне, проект для него подготовил Бартоломео Растрелли. Это был пятый императорский Зимний дворец. Предыдущие четыре не сохранились, частично до наших дней дошел только Зимний дворец Петра I, который находится внутри Эрмитажного театра на берегу Зимней канавки.

При Елизавете Петровне Зимний дворец достроить не удалось. Принимала его Екатерина II в 1762 году. Интересно, что светло-изумрудный оттенок, в который выкрашен Эрмитаж сегодня, не оригинальный. Сначала в оформлении фасада преобладали оттенки желтого, в XIX веке — кораллово-красные и кирпичные, а в годы Великой Отечественной войны Зимний дворец замаскировали серой краской. Современный вид Эрмитаж приобрел уже после войны.

Интерьеры дворца сохранились не полностью. В 1837 году здесь произошел пожар, в котором погибло внутреннее убранство. Расстреллиевский декор восстанавливали архитекторы Василий Стасов, Александр Брюллов и Александр Штауберт.

За один визит осмотреть весь дворец, скорее всего, не удастся, но можно пройтись по его главным залам.

Иорданская лестница

Знакомство с дворцовыми интерьерами начинается с Иорданской лестницы. В XVIII веке она называлась Посольской, поскольку по ней поднимались послы, а нынешнее название произошло от слова «иордань» — прорубь крестообразной формы. На православный праздник Крещения Господня по этой лестнице спускались к Неве, чтобы окунуться в ее воды.

Лестница начинается с широкого затененного марша, который венчает скульптура «Правосудие» («Аллегория Юстиции»). Ее вырезал из мрамора венецианский скульптор Альвизе Тальяпьетра в 1718–1719 годах. После первого марша открывается лестница с двусветным пространством — окна здесь расположены в два яруса. Причем настоящие чередуются с ложными, зеркальными. Из-за этого создается ощущение, что лестница занимает весь северо-восточный выступ — ризалит.

Кроме «Правосудия» здесь находятся несколько алебастровых скульптур, это работы отечественных скульпторов. Они установлены в основаниях парных пилястр — полуколонн. На северной стене, у окон на Неву, можно увидеть «Меркурия» Александра Мануйлова и «Справедливость» Ивана Леппе, затем у ложных окон — «Величие» в образе Афины Николая Устинова и «Мудрость» Александра Теребенёва. Справа от «Правосудия» расположена аллегорическая статуя «Верность» Ивана Леппе, после нее — скульптура Устинова «Изобилие», «Правосудие» Теребенёва и «Муза Эрато» Иосифа Германа.

Стены покрывает барочная золоченая лепнина, какая была при Растрелли. При реконструкции в начале XIX века Стасов добавил элементы классицистического стиля — воинские регалии над окнами. Также изменилась и общая цветовая гамма: вместо розового здесь стал преобладать белый. Пол, ступени и балясины выполнены из ценного итальянского мрамора, который добывали в Каррарских каменоломнях. А колонны на верхней площадке — из натурального серого гранита вместо искусственного розового мрамора.

Плафон при Растрелли расписывал венецианец Франческо Фонтебассо, после пожара здесь поместили другое полотно — «Олимп» Гаспаро Дициани, одного из основателей Венецианской Академии искусств. Плафон был значительно меньше предыдущего, поэтому художникам пришлось дописать его по краям, имитируя манеру автора. С верхней площадки Иорданской лестницы начинаются две дворцовые анфилады: Большая и Невская.

Невская анфилада

Ее составляют три зала: Аванзал, Николаевский и Концертный. Первым их обустроил архитектор итальянского происхождения Джакомо Кваренги, а после пожара 1837 года восстанавливал Василий Стасов.

В отличие от помпезной лестницы, залы оформлены сдержанно. Стены первого зала — Аванзала — отделаны искусственным золотистым мрамором и лепниной. На полу сохранился паркетный рисунок Кваренги — узоры выложены досками из дуба, самшита и красного дерева. В центре установлена малахитовая ротонда.

Из Аванзала гости попадали в главный дворцовый зал — Большой. В 1855 году, когда умер Николай I, здесь разместили его портрет, и с тех пор зал стали называть Николаевским. По периметру установлены полуколонны с коринфским ордером — лепным декором в верхней части. Эти полуколонны поддерживают массивный карниз — антаблемент. Не забудьте обратить внимание на потолок: он расписан в технике гризайль, которая имитирует рельеф. В Николаевском зале проходили официальные приемы и балы, а в годы Первой мировой войны монаршая семья размещала здесь тяжелораненых солдат. Тогда в Зимнем дворце открыли хирургический лазарет на тысячу мест, оснащенный лучшим на тот момент оборудованием.

Завершает Невскую анфиладу Концертный зал, он выглядит так же, как и при Кваренги. Статуи на антаблементе после пожара 1837 года восстановил скульптор Иосиф Герман. Вдоль залов проходит Большая галерея, сегодня здесь размещены портреты представителей династии Романовых.

Большая анфилада

Эта анфилада ведет от Иорданской лестницы к Большой церкви. Открывает ее Фельдмаршальский зал, который создал в 1834 году Огюст Монферран. На стенах в шести нишах разместили портреты полководцев: Михаила Кутузова, Александра Суворова, Григория Потёмкина, Петра Румянцева, Ивана Дибича-Забалканского и Ивана Паскевича-Эриванского.

Именно в Фельдмаршальском зале в 1837 году начался пожар, который уничтожил весь дворец. Незадолго до пожара обитатели дворца — а их было вместе с челядью около трех тысяч человек — почувствовали запах дыма. Пожарные пытались найти его источник и случайно разбили одну из ложных зеркальных дверей. Вспыхнул деревянный каркас и обшивка стен: оказывается, за дверями в дымоходе была щель, в которой скопилась и начала тлеть зола. Пожар не могли потушить три дня, а зарево от него было видно на сто километров.

За Фельдмаршальским залом следует Петровский, или Малый тронный, зал. Его отделкой тоже занимался Огюст Монферран. Назвали зал в честь Петра I. Сегодня стены зала светлее: пунцовые бархатные панели Монферрана заменили на красные. На бархате вышиты золочеными нитями гербы и вензель императора Петра I, а также более семи тысяч элементов растительных узоров. В верхней части стен можно увидеть полотна, изображающие знаменитые сражения Северной войны — Полтавскую баталию и битву при Лесной. Зал перекрыт крестовым сводом, а над тронным местом сооружена ниша в форме триумфальной арки.

Из Малого тронного можно попасть в Гербовый зал. Это один из самых больших залов дворца. Его проект подготовил Василий Стасов в 1836 году. По задумке архитектора стены украсили четыре группы воинов, а на их пиках с лавровыми венками установили 32 герба российских губерний.

Большой тронный зал

Из Гербового через Военную галерею можно попасть в зал для торжеств — Георгиевский, или Большой тронный, зал. Первоначально здесь хотели разместить Мраморную галерею, которая бы связала Зимний дворец и Малый Эрмитаж. Для этого в конце 1780-х годов Джакомо Кваренги достроил специальный корпус, которого не было на планах Бартоломео Растрелли. Однако вскоре планы монаршей семьи изменились, и здесь решили обустроить тронный зал. Его открыли в 1795 году в День святого Георгия, поэтому и зал стали называть Георгиевским. В отделке использовали каррарский мрамор, и даже мраморные элементы заказывали у итальянских резчиков. Потолок разбили на кессоны — прямоугольные ниши, их стенки отделали искусной лепниной. Здесь установили императорский трон, который выполнил еще по заказу Анны Иоанновны мастер Николас Клаузерн в Лондоне.

Из окон Георгиевского зала во внутреннем дворике видно небольшое здание кирпичного цвета (именно такого оттенка были стены Зимнего дворца до революции). Это гараж для автомобилей императора Николая II. В нем работала мойка, а все помещение отапливалось, чтобы машины царя заводились в морозную погоду.

Экспозиции в Зимнем дворце

Кроме дворцовых интерьеров в Зимнем можно посмотреть артефакты древних цивилизаций. На первом этаже под Большим тронным залом выставлены предметы из захоронений египетских фараонов и знати. Всего в Эрмитаже хранят около семи тысяч экспонатов, связанных с историей и культурой Египта: саркофаги, фрагменты стен с рельефными рисунками, ступки, папирусы и свитки. Самым древним из них — около шести тысяч лет. В центральной витрине можно увидеть мумию жреца Падиисета. Он жил в VII веке до нашей эры и был похоронен в тройном деревянном саркофаге.

На первом этаже — артефакты из разных уголков России: предметы быта и клады Алтая, Саяно-Алтая, Сибири, Северного Кавказа. На втором этаже расположены выставки французской живописи, декоративно-прикладного искусства Англии, Франции и других стран Западной Европы: гобелены, мебель, лаки. На третьем этаже представлена культура Востока: персидские блюда, серебряная утварь, иранская майолика, японские кимоно.

Верстка: Кристина Мацевич. Главная фотография: Николай Коржов / фотобанк «Лори»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Твой персональный код Твой персональный код

Какими бывают тесты ДНК

Популярная механика
Место силы Место силы

Валерия Дзюба о своем новом офисе в легендарном доме Наркомфина

AD
«Это хитрая тема». Почему машины-невидимки не штрафуют камеры ГИБДД «Это хитрая тема». Почему машины-невидимки не штрафуют камеры ГИБДД

Злостные нарушители обманывают систему регистрации автомобилей

РБК
Ударница Ударница

Кто эта хрупкая блондинка? Модель? Актриса? А вот и нет!

Maxim
«Инвестирование — процесс дико интересный». Интервью с главой ВТБ Капитал Инвестиции Владимиром Потаповым «Инвестирование — процесс дико интересный». Интервью с главой ВТБ Капитал Инвестиции Владимиром Потаповым

Чем обусловлен взрывной интерес наших соотечественников к фондовому рынку

СНОБ
Как написать кино о Джеймсе Бонде? Рассказывают сценаристы Как написать кино о Джеймсе Бонде? Рассказывают сценаристы

Писать сценарий о Бонде — задача не из легких

Esquire
Айрис Апфель Айрис Апфель

Икона стиля Айрис Апфель отмечает сотый день рождения

Grazia
Online как повод для знакомства Online как повод для знакомства

Кого мы ищем в виртуальном пространстве и кого находим?

Psychologies
Города, ушедшие под воду Города, ушедшие под воду

Эти "Атлантиды" тысячелетиями ждут своего часа, чтобы их исследовали

Популярная механика
Жиросжигающие продукты: список для похудения Жиросжигающие продукты: список для похудения

Узнай, какая еда растопит жир!

Cosmopolitan
Невозможно сдержать слезы: история дружбы Вина Дизеля и Пола Уокера Невозможно сдержать слезы: история дружбы Вина Дизеля и Пола Уокера

Как коллеги из "Форсажа" стали друзьями и названными братьями

Cosmopolitan
Что значит «цифра» Что значит «цифра»

Какими проблемами чреват тот словарь, который мы используем в Интернете

Forbes
Невеста для покойника и посмертная вечеринка: самые странные похоронные обряды Невеста для покойника и посмертная вечеринка: самые странные похоронные обряды

В некоторых культурах ритуал прощания с человеком выглядит довольно пугающе

Cosmopolitan
Послания Павла: словарь Esquire по советам и мудростям основателя Telegram Послания Павла: словарь Esquire по советам и мудростям основателя Telegram

Главные заветы Павла Дурова

Esquire
Не умеют лечить: 6 страшных болезней, от которых до сих пор нет лекарств Не умеют лечить: 6 страшных болезней, от которых до сих пор нет лекарств

Рассказываем о распространенных и редких болезнях, которые пока не умеют лечить

Cosmopolitan
5 лучших БДСМ-девайсов для сексуальных экспериментов 5 лучших БДСМ-девайсов для сексуальных экспериментов

Почему БДСМ - это нормально, и как плавно внедрить его в вашу жизнь

Playboy
Почему неугодных русским царям жен и дочерей ссылали в монастырь? Почему неугодных русским царям жен и дочерей ссылали в монастырь?

Жизнь русских княгинь и княжон была тесна связана с монастырями

Культура.РФ
Молодо — зелено Молодо — зелено

Каково влияние ESG-трендов на жизнь людей сегодня и завтра

РБК
«Уходите, вы плохие»: почему сервис онлайн-психотерапии расстался со 100 психологами «Уходите, вы плохие»: почему сервис онлайн-психотерапии расстался со 100 психологами

Сервис онлайн-психотерапии Zigmund.Online радикально проредил персонал

Forbes
Вандал 6 раз осквернил могилу дочери своих друзей, чтобы помучить родителей Вандал 6 раз осквернил могилу дочери своих друзей, чтобы помучить родителей

Марк Плейстер раз за разом крушил надгробие на могиле ребенка своих друзей

Cosmopolitan
Невезучие Невезучие

Какие знаки Зодиака часто попадают в неприятные ситуации?

Лиза
5 фильмов о легендарных музыкантах 5 фильмов о легендарных музыкантах

Личные истории людей, песни которых знает наизусть добрая половина человечества

GQ
Исправляем ошибку 0xc0000906: при запуске программы или приложения Исправляем ошибку 0xc0000906: при запуске программы или приложения

Рассказываем, как просто справиться с ошибкой 0xc0000906

CHIP
Вы из Вы из

В какие только сообщества ни объединялись пользователи Живого Журнала

Esquire
Нельзя, запретить Нельзя, запретить

Героини, которые нашли свое призвание в «неженских» профессиях

Forbes Woman
Быстрый перекус Быстрый перекус

Как сделать быстрый перекус максимально безопасным?

Добрые советы
Материаловеды сделали древесину в двадцать три раза тверже и изготовили из нее нож Материаловеды сделали древесину в двадцать три раза тверже и изготовили из нее нож

Материаловеды увеличили твердость древесины в двадцать три раза

N+1
Кира Коваленко Кира Коваленко

Режиссер Кира Коваленко взяла главный приз конкурса авторского кино

Собака.ru
Заставляет толстеть, влияет на иммунитет: что нужно знать о кишечной микробиоте Заставляет толстеть, влияет на иммунитет: что нужно знать о кишечной микробиоте

В нашем теле и на его поверхностях живет множество микроорганизмов

Cosmopolitan
Как запустить стартап без денег (пошаговая инструкция) Как запустить стартап без денег (пошаговая инструкция)

Можно ли построить полноценный бизнес без денег?

Inc.
Открыть в приложении