Исторические интерьеры и экспозиции Зимнего дворца

Культура.РФКультура

Зимний дворец

Исторические интерьеры и экспозиции

Автор: Лидия Туляганова

0:00 /
741.046

Знакомство с музеем удобно начать с Зимнего дворца — вход находится со стороны Большого двора, куда можно пройти через арку напротив Александровской колонны.

Зимний дворец — здание в стиле барокко — начали строить в 1754 году при Елизавете Петровне, проект для него подготовил Бартоломео Растрелли. Это был пятый императорский Зимний дворец. Предыдущие четыре не сохранились, частично до наших дней дошел только Зимний дворец Петра I, который находится внутри Эрмитажного театра на берегу Зимней канавки.

При Елизавете Петровне Зимний дворец достроить не удалось. Принимала его Екатерина II в 1762 году. Интересно, что светло-изумрудный оттенок, в который выкрашен Эрмитаж сегодня, не оригинальный. Сначала в оформлении фасада преобладали оттенки желтого, в XIX веке — кораллово-красные и кирпичные, а в годы Великой Отечественной войны Зимний дворец замаскировали серой краской. Современный вид Эрмитаж приобрел уже после войны.

Интерьеры дворца сохранились не полностью. В 1837 году здесь произошел пожар, в котором погибло внутреннее убранство. Расстреллиевский декор восстанавливали архитекторы Василий Стасов, Александр Брюллов и Александр Штауберт.

За один визит осмотреть весь дворец, скорее всего, не удастся, но можно пройтись по его главным залам.

Иорданская лестница

Знакомство с дворцовыми интерьерами начинается с Иорданской лестницы. В XVIII веке она называлась Посольской, поскольку по ней поднимались послы, а нынешнее название произошло от слова «иордань» — прорубь крестообразной формы. На православный праздник Крещения Господня по этой лестнице спускались к Неве, чтобы окунуться в ее воды.

Лестница начинается с широкого затененного марша, который венчает скульптура «Правосудие» («Аллегория Юстиции»). Ее вырезал из мрамора венецианский скульптор Альвизе Тальяпьетра в 1718–1719 годах. После первого марша открывается лестница с двусветным пространством — окна здесь расположены в два яруса. Причем настоящие чередуются с ложными, зеркальными. Из-за этого создается ощущение, что лестница занимает весь северо-восточный выступ — ризалит.

Кроме «Правосудия» здесь находятся несколько алебастровых скульптур, это работы отечественных скульпторов. Они установлены в основаниях парных пилястр — полуколонн. На северной стене, у окон на Неву, можно увидеть «Меркурия» Александра Мануйлова и «Справедливость» Ивана Леппе, затем у ложных окон — «Величие» в образе Афины Николая Устинова и «Мудрость» Александра Теребенёва. Справа от «Правосудия» расположена аллегорическая статуя «Верность» Ивана Леппе, после нее — скульптура Устинова «Изобилие», «Правосудие» Теребенёва и «Муза Эрато» Иосифа Германа.

Стены покрывает барочная золоченая лепнина, какая была при Растрелли. При реконструкции в начале XIX века Стасов добавил элементы классицистического стиля — воинские регалии над окнами. Также изменилась и общая цветовая гамма: вместо розового здесь стал преобладать белый. Пол, ступени и балясины выполнены из ценного итальянского мрамора, который добывали в Каррарских каменоломнях. А колонны на верхней площадке — из натурального серого гранита вместо искусственного розового мрамора.

Плафон при Растрелли расписывал венецианец Франческо Фонтебассо, после пожара здесь поместили другое полотно — «Олимп» Гаспаро Дициани, одного из основателей Венецианской Академии искусств. Плафон был значительно меньше предыдущего, поэтому художникам пришлось дописать его по краям, имитируя манеру автора. С верхней площадки Иорданской лестницы начинаются две дворцовые анфилады: Большая и Невская.

Невская анфилада

Ее составляют три зала: Аванзал, Николаевский и Концертный. Первым их обустроил архитектор итальянского происхождения Джакомо Кваренги, а после пожара 1837 года восстанавливал Василий Стасов.

В отличие от помпезной лестницы, залы оформлены сдержанно. Стены первого зала — Аванзала — отделаны искусственным золотистым мрамором и лепниной. На полу сохранился паркетный рисунок Кваренги — узоры выложены досками из дуба, самшита и красного дерева. В центре установлена малахитовая ротонда.

Из Аванзала гости попадали в главный дворцовый зал — Большой. В 1855 году, когда умер Николай I, здесь разместили его портрет, и с тех пор зал стали называть Николаевским. По периметру установлены полуколонны с коринфским ордером — лепным декором в верхней части. Эти полуколонны поддерживают массивный карниз — антаблемент. Не забудьте обратить внимание на потолок: он расписан в технике гризайль, которая имитирует рельеф. В Николаевском зале проходили официальные приемы и балы, а в годы Первой мировой войны монаршая семья размещала здесь тяжелораненых солдат. Тогда в Зимнем дворце открыли хирургический лазарет на тысячу мест, оснащенный лучшим на тот момент оборудованием.

Завершает Невскую анфиладу Концертный зал, он выглядит так же, как и при Кваренги. Статуи на антаблементе после пожара 1837 года восстановил скульптор Иосиф Герман. Вдоль залов проходит Большая галерея, сегодня здесь размещены портреты представителей династии Романовых.

Большая анфилада

Эта анфилада ведет от Иорданской лестницы к Большой церкви. Открывает ее Фельдмаршальский зал, который создал в 1834 году Огюст Монферран. На стенах в шести нишах разместили портреты полководцев: Михаила Кутузова, Александра Суворова, Григория Потёмкина, Петра Румянцева, Ивана Дибича-Забалканского и Ивана Паскевича-Эриванского.

Именно в Фельдмаршальском зале в 1837 году начался пожар, который уничтожил весь дворец. Незадолго до пожара обитатели дворца — а их было вместе с челядью около трех тысяч человек — почувствовали запах дыма. Пожарные пытались найти его источник и случайно разбили одну из ложных зеркальных дверей. Вспыхнул деревянный каркас и обшивка стен: оказывается, за дверями в дымоходе была щель, в которой скопилась и начала тлеть зола. Пожар не могли потушить три дня, а зарево от него было видно на сто километров.

За Фельдмаршальским залом следует Петровский, или Малый тронный, зал. Его отделкой тоже занимался Огюст Монферран. Назвали зал в честь Петра I. Сегодня стены зала светлее: пунцовые бархатные панели Монферрана заменили на красные. На бархате вышиты золочеными нитями гербы и вензель императора Петра I, а также более семи тысяч элементов растительных узоров. В верхней части стен можно увидеть полотна, изображающие знаменитые сражения Северной войны — Полтавскую баталию и битву при Лесной. Зал перекрыт крестовым сводом, а над тронным местом сооружена ниша в форме триумфальной арки.

Из Малого тронного можно попасть в Гербовый зал. Это один из самых больших залов дворца. Его проект подготовил Василий Стасов в 1836 году. По задумке архитектора стены украсили четыре группы воинов, а на их пиках с лавровыми венками установили 32 герба российских губерний.

Большой тронный зал

Из Гербового через Военную галерею можно попасть в зал для торжеств — Георгиевский, или Большой тронный, зал. Первоначально здесь хотели разместить Мраморную галерею, которая бы связала Зимний дворец и Малый Эрмитаж. Для этого в конце 1780-х годов Джакомо Кваренги достроил специальный корпус, которого не было на планах Бартоломео Растрелли. Однако вскоре планы монаршей семьи изменились, и здесь решили обустроить тронный зал. Его открыли в 1795 году в День святого Георгия, поэтому и зал стали называть Георгиевским. В отделке использовали каррарский мрамор, и даже мраморные элементы заказывали у итальянских резчиков. Потолок разбили на кессоны — прямоугольные ниши, их стенки отделали искусной лепниной. Здесь установили императорский трон, который выполнил еще по заказу Анны Иоанновны мастер Николас Клаузерн в Лондоне.

Из окон Георгиевского зала во внутреннем дворике видно небольшое здание кирпичного цвета (именно такого оттенка были стены Зимнего дворца до революции). Это гараж для автомобилей императора Николая II. В нем работала мойка, а все помещение отапливалось, чтобы машины царя заводились в морозную погоду.

Экспозиции в Зимнем дворце

Кроме дворцовых интерьеров в Зимнем можно посмотреть артефакты древних цивилизаций. На первом этаже под Большим тронным залом выставлены предметы из захоронений египетских фараонов и знати. Всего в Эрмитаже хранят около семи тысяч экспонатов, связанных с историей и культурой Египта: саркофаги, фрагменты стен с рельефными рисунками, ступки, папирусы и свитки. Самым древним из них — около шести тысяч лет. В центральной витрине можно увидеть мумию жреца Падиисета. Он жил в VII веке до нашей эры и был похоронен в тройном деревянном саркофаге.

На первом этаже — артефакты из разных уголков России: предметы быта и клады Алтая, Саяно-Алтая, Сибири, Северного Кавказа. На втором этаже расположены выставки французской живописи, декоративно-прикладного искусства Англии, Франции и других стран Западной Европы: гобелены, мебель, лаки. На третьем этаже представлена культура Востока: персидские блюда, серебряная утварь, иранская майолика, японские кимоно.

Верстка: Кристина Мацевич. Главная фотография: Николай Коржов / фотобанк «Лори»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Маяки Маяки

Маяки — это про добро и надежду

Seasons of life
Здесь звезда не падала: что не так с гипотезой о «содомском метеорите» Здесь звезда не падала: что не так с гипотезой о «содомском метеорите»

Почему научное сообщество усомнилось в гипотезе о «содомском метеорите»

N+1
100 лет тюрьмы: кто такая Мария Ресса, получившая Нобелевскую премию мира 100 лет тюрьмы: кто такая Мария Ресса, получившая Нобелевскую премию мира

Кто такая Мария Ресса и за что ей грозит до ста лет тюрьмы?

Forbes
25 отличных хорроров, которые можно посмотреть на Netflix прямо сейчас 25 отличных хорроров, которые можно посмотреть на Netflix прямо сейчас

Хорроры: от признанной классики до глупых фильмов категории B

Правила жизни
Генератор культуры Генератор культуры

ГЭС‑2 станет вырабатывать энергию современного искусства

AD
Самые громкие конфликты артистов с продюсерами: от Антохи МС до Тимы Белорусских Самые громкие конфликты артистов с продюсерами: от Антохи МС до Тимы Белорусских

Как артисты теряют права на треки и свои псевдонимы

GQ
Оцифровать себя: зачем всем скоро потребуется 3D-аватар и насколько сложно его сделать Оцифровать себя: зачем всем скоро потребуется 3D-аватар и насколько сложно его сделать

Настоящее и будущее технологий создания 3D-аватаров

Популярная механика
Русский суперфуд: 6 научных фактов о пользе и вреде квашеной капусты Русский суперфуд: 6 научных фактов о пользе и вреде квашеной капусты

Квашеная капуста — простое, но очень полезное блюдо

РБК

Женщина, которая хочет в общей сложности родить 17 раз

Cosmopolitan
От Плюща до Иерусалимы: самые необычные имена детей зарубежных знаменитостей От Плюща до Иерусалимы: самые необычные имена детей зарубежных знаменитостей

Знаменитости, придумавшие оригинальные имена своим детям

Cosmopolitan
Как ученые ищут океаны на далеких экзопланетах Как ученые ищут океаны на далеких экзопланетах

Что химические вещества в атмосфере экзопланеты могут рассказать о ней?

Популярная механика
Экранизации Шерлока Холмса: почему советская с Ливановым — лучшая в мире Экранизации Шерлока Холмса: почему советская с Ливановым — лучшая в мире

Какой именно кинообраз Шерлока Холмса наиболее правильный?

Популярная механика
Поселившийся в аду Орфей. Как Георгий Иванов из любимца муз и бонвивана стал самым глубоким и печальным поэтом русской эмиграции Поселившийся в аду Орфей. Как Георгий Иванов из любимца муз и бонвивана стал самым глубоким и печальным поэтом русской эмиграции

Его называли «первым поэтом русской эмиграции», а еще «ничтожным эпигоном»

Esquire
Инженеры сами не знали, что умеет программа, а пользователи просили её упростить: так Microsoft создавала Office в 90-х Инженеры сами не знали, что умеет программа, а пользователи просили её упростить: так Microsoft создавала Office в 90-х

Как начинался путь Microsoft — рассказывает вице-президент Windows

VC.RU
Полный детокс: как правильно выводить шлаки из организма и нужно ли это делать Полный детокс: как правильно выводить шлаки из организма и нужно ли это делать

Как правильно чистить свой организм от шлаков и токсинов

Cosmopolitan
Где кататься в России Где кататься в России

Мы провели инвентаризацию российских горнолыжных курортов

Men’s Health
История о том, как мужчине пришлось жениться на журавлихе История о том, как мужчине пришлось жениться на журавлихе

Крисом Кроу нечаянно (и на всю жизнь) стал мужем редкой птицы!

Maxim
Золотая лихорадка Золотая лихорадка

Что такое моделинг в Китае

Vogue
Нашли не всех: знаменитости, пропавшие при загадочных обстоятельствах Нашли не всех: знаменитости, пропавшие при загадочных обстоятельствах

Мы решили вспомнить исчезавших знаменитостей. Увы, повезло не всем

Cosmopolitan
Опера — это весело? Какие постановки заставляли публику смеяться Опера — это весело? Какие постановки заставляли публику смеяться

Почему опера — это весело

РБК
Краску для сиканской погребальной маски замешали на человеческой крови и птичьих яйцах Краску для сиканской погребальной маски замешали на человеческой крови и птичьих яйцах

Ученые исследовали артефакт возрастом около тысячи лет, обнаруженный в Перу

N+1
Дарья Ведерникова: Почему важно помогать малому бизнесу Дарья Ведерникова: Почему важно помогать малому бизнесу

Почему микробизнес очень важен для нашей жизни в городе

СНОБ
Секс, ложь, насилие. Темная сторона секса Секс, ложь, насилие. Темная сторона секса

Что заставляет людей переходить на сторону зла и как приручить демонов?

СНОБ
Гений места Гений места

Квартира, в которой интерьер связан с экстерьером дома

SALON-Interior
«‎Невозможно создавать микросхемы без машин ASML»‎: голландская компания, от которой зависят Apple, Samsung и Intel «‎Невозможно создавать микросхемы без машин ASML»‎: голландская компания, от которой зависят Apple, Samsung и Intel

ASML: монополист в области фотолитографии в глубоком ультрафиолете

VC.RU
Антон Филипенко: «Адекватность должна быть во всем» Антон Филипенко: «Адекватность должна быть во всем»

Антон Филипенко о том, как стал актером и почему его однажды попросили уйти

Cosmopolitan
Как поставить пароль на файлы, папки, диски: 3 проверенных способа Как поставить пароль на файлы, папки, диски: 3 проверенных способа

Можно запретить другим людям доступ к отдельным файлам, папкам или даже диску

CHIP
Алгоритмическая реклама обещала экономию и прозрачную статистику, но стала жертвой ботов и клик-ферм Алгоритмическая реклама обещала экономию и прозрачную статистику, но стала жертвой ботов и клик-ферм

Что такое автоматизированная реклама, или программатик?

VC.RU
Лицея день заветный Лицея день заветный

Жизнь в Царскосельском лицее била ключом

Караван историй
Одна вокруг света: преграды на пути в Колумбию и жизнь на яхте Одна вокруг света: преграды на пути в Колумбию и жизнь на яхте

142-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко

Forbes
Открыть в приложении