15 мыслей Михаила Пиотровского
Чтобы сохранить российскую сокровищницу искусства, директору Государственного Эрмитажа не раз приходилось защищать себя и наследие императоров. Накануне своего 76‑летия он рассказал, как, вопреки всем правилам, уберег от жертв великую красоту.
1О миссии
Возглавить Эрмитаж — предложение, от которого не отказываются. Я думал об этом дня два. Но чувствовал, что это мое и так надо, что это поручение покойного отца.
2О вымогательстве
Когда я стал директором, денег у музея не было и ко мне в кабинет захаживали люди, говорили: «Если положение семьи критическое — продают фамильное серебро. Давайте купим у вас кольты (подарены Николаю I Сэмюэлом Кольтом в 1854 году. — Прим. GQ). Зачем они русскому народу? Мы сделаем копию, а подлинники купим. Бывало ведь уже, продавали. Да и крыша у вас течет — почините».
3О мерзавцах
Фонд Эндрю Меллона (в 1920‑х один из основных покупателей эрмитажных картин; приобрел «Благовещение» Яна ван Эйка, «Мадонну Альба» Рафаэля Санти, «Поклонение волхвов» Сандро Боттичелли и другие картины. — Прим. GQ) сделал музею подарок — оборудование для хранения и реставрации фотографий. Я бы не назвал это искуплением. Меллон покупал произведения искусства за деньги, и, как правило, все попало в хорошие руки. Но я никогда не встречался с теми, кто продавал картины из Эрмитажа, — вот кто настоящие мерзавцы. Что ж, когда-нибудь вернем все обратно. Вексельберг выкупил яйца Фаберже, и мы что-нибудь выкупим.