Подсказывают актеры: какие сценические приемы можно использовать на публичных выступлениях
Совершенно нормально нервничать перед выходом к большой аудитории. Даже самые известные актеры, бывает, волнуются и испытывают трудности с концентрацией или расслаблением. Что уж и говорить о тех, кто выступает нерегулярно. Стресс перед выходом на сцену (даже виртуальную) — это защитная реакция организма на нетипичную ситуацию. Мы собрали актерские приемы, которые помогают справиться с волнением.
Проведите предварительную психологическую работу над собой
Первым делом нужно понять и принять, что стресс и волнение — это нормально, их испытывают совершенно все люди, даже самые опытные. В психологии есть даже отдельный термин пейрафобия, описывающий страх сцены. Причем он считается одним из самых распространенных, им страдают, по разным оценкам, от 70% до 95% людей. Среди симптомов — потливость, учащенное сердцебиение, тремор губ, рук и ног, подташнивание, зажатость голосовых связок и другие. Но большинство публичных людей с ним как-то справляются, значит, сможете и вы.
«Если ты не волнуешься перед выходом на сцену, тебе нужно менять профессию. Даже если спектакль играется годами, десятилетиями — все равно это каждый раз заново. Это каждый раз непредсказуемо. Великую Ермолову держали трое — так ее трясло перед выходом на сцену. Но только она выходила, волнение улетучивалось. Наверное, так и должно быть», — сказал как-то в интервью народный артист России Борис Клюев.
Так что дайте себе поволноваться вдоволь перед публичным выступлением.
Второе: поверьте в то, что публика настроена доброжелательно. Ведь она уже здесь, на вашем выступлении, и как минимум знает его тему, а значит, заинтересована вас услышать.
И, наконец, третья часть предварительной работы — продумать все самые катастрофические варианты развития событий. Представьте, что может случиться, если все пойдет не так, и что самое страшное при этом произойдет с вами. Вы будете удивлены, насколько небольшими окажутся последствия практически любого вероятного развития событий.