Подобрать образ для метавселенной: как индустрия моды примеряет на себя мир NFT
Мировые модные бренды активно осваивают виртуальное пространство. ForbesLife рассказывает, какие проекты, связанные с NFT, запускаются в этой индустрии и какую аудиторию пытаются завоевать
На прошлой неделе весь модный мир с большим интересом следил за развязкой судебного иска Hermes против американского цифрового художника Мэйсона Ротшильда (настоящее имя Сонни Эствал). В 2021 году, на выставке Art Basel Miami, тот представил проект MetaBirkin, в рамках которого 100 «меховых» по фактуре виртуальных сумок, очень похожих на культовую модель Hermes, были проданы на платформе OpenSea за сумму, превышающую $1 млн. Французскому модному дому это прецедент очень не понравился, и его адвокаты подали иск о нарушении прав на товарный знак.
В результате нью-йоркский суд, рассматривавший это дело, вынес решение в пользу Hermes . Художника обязали выплатить дому компенсацию за незаконное использование чужого товарного знака в размере $133 000 и еще $23 000 за киберсквоттинг, то есть за использование в домене названия, схожего с тем, что принадлежит Hermes.
Этот процесс моментально назвали знаменательным — и не только как первый случай, когда NFT-проект рассматривался через призму закона об интеллектуальной собственности и авторских правах, что в дальнейшем неизбежно повлияет на допустимые границы свободы выражения в цифровых активах. Но еще и потому, что, давая комментарии, представители Hermes «проговорились»: оказывается, дом уже с 2019 года вынашивает планы по реализации собственного NFT-проекта, и по сути самопровозглашенный Ротшильд спутал старинному и довольно консервативному бренду все карты, отсрочил его выход в метавселенную на неопределенное время и лишил конкурентного преимущества.
NFT-эксперименты и видео-игры
Производители мира моды всерьез обратили внимание на NFT-вселенную в мае 2019 года, когда самое первое в мире цифровое платье Iridescence компании Fabricant, работающей только в метавселенной, было продано за эквивалент $9,500.
В этом же году на новую для себя территорию невзаимозаменяемых токенов (так дословно переводится с английского non-fungible token, или сокращенно NFT), дающих эксклюзивное право на владение цифровым активом в интернет-пространстве, вступили такие большие игроки как Burberry, Louis Vuitton, Dolce & Gabbana, Prada, Gucci, Paco Rabanne, Balenciaga и другие.
И предпочли они это сделать в содружестве с теми, кто давно себя чувствует в виртуальном мире как рыба в воде, — с производителями видео-игр. Впрочем, этот союз был обоснован не только большим «мета-опытом», но еще и тем немаловажным фактом, что, по данным Newzoo, капитализация индустрии видео-игр в 2021 году составила $175,8 млрд, и модные бренды надеялись завоевать хотя быть часть ее трехмиллиардной аудитории игроков.
В 2019-м Burberry первым заключил союз с игрой B-Bounce, в которой попадающий в непогоду виртуальный олень примеряет то жилеты, то пальто, по стилю похожие на продукцию этого британского модного бренда. А затем в августе 2021 года, в партнерстве с другой компанией Mythical Games, дизайнерская команда Burberry создала виртуальные игрушки в фирменных одежде и аксессуарах для игры Blankos Block Party, которая моментально была продана на сумму около $400,000.
В том же 2019 году арт-директор женских коллекций дома Louis Vuitton Николя Жескьер создал уникальные образы, на геймерском языке «скины» (калька английского слова skin — «кожа»), для двух героинь успешной игры-битвы League of Legends. А по их мотивам — уже реальную, осязаемую, лимитированную коллекцию из 40 предметов одежды и аксессуаров, цены на которую варьировались от $515 до за ключницу до $5,650 за кожаную куртку-«косуху». При этом сам скин обходился геймерам в $10 (при том, что в League of Legend, которая существует с 2009 года, одновременно играет 8 млн человек в день по всему миру, а за мировым чемпионатом в 2018-м наблюдало 100 млн уникальных пользователей). И это первый, но не последний в модной индустрии случай, когда из виртуальной задумки рождается реальный продукт премиального качества.
Затем в мастерских Louis Vuitton создали кофр для Summoner’s Cup, главного приза в мировом чемпионате League of Legends. И тогдашний исполнительный директор Дома Майкл Берк так обозначил будущую стратегию дома: «Мы отдаем себе отчет в том, что новое поколение наших клиентов будет полностью погружено в мир виртуальных игр».