Почему зомби и клоуны вызывают в тебе безотчетный страх?
На это существует любопытное психологическое объяснение, которое клоуны скрывали от тебя все это время!
Мастер ужасов Стивен Кинг в одной из своих лучших и наверняка самых страшных книг — «Оно» — не зря нарядил свое воплощение зла в гнилозубого клоуна Пеннивайза. Стивен учился в очень неплохом учебном заведении*, где будущих литературоведов обучали еще и основам психологии. Так что страшную правду про клоунов он наверняка узнал там. А мы поведаем ее здесь.
Университет штата Мэн, если тебе это почему-то интересно
Добро пожаловать в зловещую долину, муа-ха-ха!
В середине 70-х годов XX века японский ученый Масахиро Мори придумывал, как должен выглядеть робот, который понравился бы публике. Делал он это по заказу компании, которая хотела наладить выпуск примитивных рекламных андроидов, чтобы они встречали, например, гостей на входе в универмаг, шаркали ножкой и говорили: «Сегодня прекрасный вечер для любования сакурой, не так ли?»
В общем, Масахиро Мори показывал людям рисунки предполагаемых роботов и изучал реакцию добровольцев. Ожидаемо выяснилось, что говорящие кубы, машины с шарнирами без головы и композиции из крутящихся шариков людям нравились гораздо меньше, чем человекообразные роботы с ручками, ножками и улыбающимися рожицами. Чем больше робот был похож на человека, тем более симпатичным он казался. За одним большим «но». В какой-то момент схожесть с человеком переставала радовать и начинала пугать, и чем больше робот был похож на живого ребенка, женщину или мужчину, тем более отталкивающее впечатление он производил. Продолжалось так до тех пор, пока робот на рисунке не начинал выглядеть почти как настоящий человек — тут испытуемые опять находили его симпатичным.
Заинтересовавшись эффектом, ученый начал экспериментировать с другими образами.
Как видим, трупы почему-то не понравились никому, даже самые миленькие. Не говоря уж о бедных зомби. Этому провалу в эмоциональной оценке «объектов, похожих на человека» дали название «зловещая долина». И да, выяснилось, что человекообразные куклы и клоуны у части людей тоже вызывают безотчетную неприязнь и даже страх.
В дальнейшем эти опыты были подтверждены в других лабораториях. Кроме того, они были изрядно дополнены. Например, в отчете Китты Макферсон (Принстонский университет, США), относящемся к 2009 году, содержатся сведения о том, что традиционными обитателями «зловещей долины» наряду с трупами, зомби и клоунами являются еще и обезьяны, поскольку при всей своей забавности эти умные звери производят на многих людей впечатление «противных, жалких и уродливых».
Впрочем, и без Китты Макферсон отношение людей к обезьянам было известно. Достаточно вспомнить, какой шок вызвало в XIX веке сообщение о том, что эти краснозадые кривляки — наши близкие родственники. Лучше всего про это написал российский орнитолог, профессор Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы».
«Ну почему от обезьян? За что такое наказание?! Не обидно было бы произойти от львов, волков, медведей, орлов, ну от муравьев на худой конец!.. Но дело в том, что, от какого бы вида мы ни произошли, мы были бы на него похожи и он казался бы нам обидной карикатурой на нас».