Ставка на эксклюзив: как нишевые интернет-магазины отбирают долю у крупных игроков
Онлайн-торговля в России начала меняться в сторону большего разнообразия. Теперь клиентов получают не только площадки с большим ассортиментом, но и маленькие проекты, нацеленные на ограниченную, зато предельно лояльную аудиторию
В ближайшие несколько лет на рынке электронной торговли России на пике востребованности будут нишевые интернет-магазины, площадки предлагающие В-бренды, а также эксклюзивные авторские товары. Предложение уникального товара станет одним из векторов во вновь появившихся интернет-магазинах.
В России сейчас функционируют 45 000 интернет-магазинов. Преобладающее большинство из них сосредоточено в Москве. Ежемесячно начинают работу более 1000 площадок и столько же пропадают бесследно, оставляя общую численность без изменения. В основном такие движения касаются малого и среднего бизнеса, сектора B2B и авторских магазинов. Однако существует ряд сложностей с подсчетом, поскольку ряд компаний не указывает соответствующий вид деятельности в уставных документах.
Впрочем, стабилизация числа интернет-магазинов сосвем не означает стагнацию рынка электронной торговли в России. Напротив, этот сегмент активно развивается — правда, этот рост принимает подчас неожиданные формы. Развитие нишевой интернет-торговли будут обсуждать в мае на Петербургском международном экономическом форуме-2018 (ПМЭФ) в рамках дискуссии «Экосистема инновационно-креативного предпринимательства: от образования до успешных стартапов».
Товары не для всех генерируют спрос
Векторы развития онлайн-торговли за последние три года указывают на потерю популярности мультибрендовых больших площадок и нарастающую востребованность нишевых и авторских магазинов. Это площадки со специфическим набором товаров, востребованных у узкой и требовательной, но предельно лояльной аудитории. Поклонники изделий из неочевидной страны, болельщики определенной спортивной команды, сторонники ответственного отношения к планете и экологичных товаров — каждая из этих групп очень внимательно отнсится к тому, что покупает, и готова тщательно искать то, что подходит именно им.
Прямо сейчас наиболее успешными становятся интернет-магазины, импортирующие малоизвестных зарубежных производителей или имеющие собственное производство. Одновременно уменьшают свое присутствие площадки, предлагающие известные бренды. Такие онлайн-магазины не в состоянии выиграть ценовую гонку с товарными агрегаторами: большинство не выдерживают конкурентной борьбы при сохранении даже минимальной маржинальности.
На типовой крупной площадке представлены более 1 млн наименований товаров. Такая товарная энтропия имеет два ключевых недостатка: представленность только популярных брендов и отсутствие глубокой системы фильтрации. На таком фоне особенно выделяется дотошная проработанность и внимательность нишевых интернет-магазинов. Они напрямую адаптируются под специфические параметры того продукта, который представляют.