Почему мы все так любим "Гарри Поттера" и почему его волшебный мир не растратил магию
1 января на HBO выйдет "Возвращение в Хогвартс" — специальный эпизод к 20-летию первого фильма о Гарри Поттере, премьера, заранее омраченная скандалом вокруг Джоан Роулинг, которую не позвали на реюнион. По просьбе Esquire книжный блогер и учитель Татьяна Наумова рассуждает о том, почему нужно оставить Роулинг в покое и почему мы все равно будем верить в волшебство.
Книги про Гарри Поттера — это, безусловно, феномен, который можно попытаться объяснить, но сделать это до конца невозможно: волшебство побеждает реальность. Я помню, что читала первую книгу в 2000 году после того, как одноклассник моего младшего брата взахлеб рассказывал о мальчике-волшебнике. Начинала с огромным скепсисом (что может понимать в литературе третьеклассник), потом уже ничего не помню, кроме того, что толстый том закончился слишком рано.
История о Гарри Поттере стала идеальной сказкой для детей рубежа веков. Они жили в мире, который начинал быстро меняться, у них были проблемы и пока не было никаких ресурсов для их решения. Роулинг, создавая Хогвартс, говорила о загадочных дарах, спящих до поры времени талантах и способности преодолевать все. Ее герои не были похожи на канонических героев, поигрывающих мускулами и готовых уничтожить с помощью пары несложных заклинаний тысячи врагов. Они были детьми, остро почувствовавшими зло и вступившими в борьбу.
Проницательность героев выросшему читателю может показаться наивной; конечно, Квиринус Квиррелл идеально подходит на роль злодея. Ну, в самом деле, разве не слишком просто все немедленно свалить на мрачного преподавателя темных искусств? Впрочем, если начать читать заново, то произойдет еще одно волшебство: читатель поймет, что можно помнить сюжет, можно даже вырасти, но невозможно перестать попадать под силу истории, которая ведет тебя за собой и не требует рационального. Просто доверься.
Мир, возникающий в книгах о мальчике, который выжил, поражает многомерностью и многоплановостью. Джоан Роулинг не скрывает, что подробно разработала сюжет и только потом начала работать над текстом, поэтому созданные книги похожи на гигантские архитектурные сооружения, поражающие мастерством и изяществом. Здесь срабатывает и детальная проработка истории (сюжет был прописан от начала и до конца перед работой над непосредственным текстом), и огромное количество сведений о героях (большинство даже не вошло в книги),