Шесть «что будет, если...?», на которые должен ответить стартап
Руководителя стартапа каждый день сопровождают десятки вопросов, которые требуют оперативного решения, но есть те, что требуют внимания ещё до запуска проекта. В этом материале мы собрали ответы на них вместе с Selectel и Intel. Выбирайте важные для вас вопросы — чтобы узнать, как их решить, используя технологичный подход.
Вопрос 1: Что, если продукт «не зайдёт»?
Безусловно, это риск. Чтобы его минимизировать, до начала разработки проводят каст-дев для оценки востребованности продукта. Серия интервью с пользователями поможет понять, насколько актуальна проблема, которую решает продукт, как с ней справляются сейчас, скольким людям это важно и как много они готовы платить за продукт.
Чем больше гипотез тестирует бизнес, тем выше шанс найти ту самую и создать востребованный продукт. Чтобы выбрать, какие изменения в продукте стоит попробовать, есть несколько методологий. Самые популярные — HADI-циклы, фреймворк RICE и Lean Prioritization. Яркий пример кардинальной смены направления стартапа — корпоративный мессенджер Slack. Изначально команда создавала игру, но снискать популярность не удалось, а вот чат для общения игроков оказался очень даже ничего.
Несмотря на то что идея тестировать как можно больше гипотез звучит очевидно, за ней стоят огромные ресурсы. Кроме энергии команды нужна подходящая IT-инфраструктура, и ключевое слово здесь «подходящая». Собственноручно закупать оборудование и ставить его в соседнюю комнату — плохая идея. Стоит дорого, сложно в обслуживании, а надёжность и эффективность сомнительные.
Альтернативой для бизнеса могут стать облачные серверы, которые можно приобрести фактически по подписке. Их мощность легко подстраивается под текущие нагрузки — платить придётся только за потребленные ресурсы, а не за всё железо целиком.
Вопрос 2: Что, если конкуренты выйдут на рынок раньше нас?
Наличие конкурента — не обязательно плохая новость. Это может означать подтверждение гипотезы о наличии проблемы у ЦА, которую можно и нужно решить с помощью новых продуктов. Также, если рынок находится на стадии голубого океана, ещё нет смысла конкурировать за существующую аудиторию. В этом случае конкуренты помогают развивать рынок и увеличивать спрос — такая ситуация сейчас происходит с рынком быстрой доставки продуктов на дом. Кроме этого с ними возможны партнёрские отношения, в том числе и покупка одной компанией другой. Так в 2017 году «Яндекс» и Uber подписали соглашение об объединении бизнеса такси в странах СНГ. И наконец, конкуренция держит стартап в тонусе и даёт возможность учиться на чужом опыте.
Рано или поздно конкурировать все-таки придется, и стоит быть готовым к противостоянию. Один из способов переиграть конкурентов — выводить новые решения быстрее них. Перед запуском продукта компании необходимо закупить железо, найти администраторов, пройти ряд согласований. Если потратить на это много времени, новинка может оказаться неактуальной после релиза.