Почему «Крестный отец» в первую очередь семейная драма, а не гангстерский боевик
50 лет назад легендарная эпопея Фрэнсиса Форда Копполы вышла на большом экране. Рассказываем о том, почему шедевр кинематографа не просто криминальная драма, но семейная сага о конфликте традиционного общества с городской цивилизацией.
В США проживает более 17 миллионов, называющих себя италоамериканцами. Для сравнения: это почти треть населения современной Италии. Итальянцы стали осваивать Новый Свет одними из первых в мире или даже первыми, учитывая, что Христофор Колумб был по происхождению генуэзцем. Одним из национальных героев США и сподвижником Томаса Джефферсона был итальянский врач, коммерсант и общественный деятель Филиппо Маццеи. В свою очередь, герой итальянской нации — Джузеппе Гарибальди прожил без малого год в США, собираясь с силами перед очередной схваткой за независимость своей родины. Однако же массовая итальянская миграция в Штаты до конца XIX века была весьма ограниченной по сравнению с той, что шла из других уголков Европы. Формирование «великой итальянской диаспоры» в США происходило с 1880 года и до начала Первой мировой войны. За этот период в страну въехало до 4 млн граждан Италии, в основном из южных земель и Сицилии, где тяжелые условия жизни, эрозия почв и высокие налоги не оставляли шанса на выживание сельской бедноте.
По сюжету романа Марио Пьюзо среди этого огромного потока беженцев был и мальчишка 12 лет от роду по имени Вито Андолини из сицилийского городка Корлеоне. Он прибыл в США совсем один, его отец погиб от рук местного мафиозного лидера, и сам он едва уцелел — закон кровной мести, вендетта, не щадил даже детей. В память о своем происхождении уже в Штатах он взял фамилию Корлеоне. В нищем мигрантском квартале его приютили земляки, семья Аббандандо. До поры до времени Вито работал в бакалейной лавке своих благодетелей и вел тихую жизнь в чреве «Маленькой Италии» Нью-Йорка. Но волею судеб простому, скромному сицилийскому парню, как и отцу, предстояло столкнуться с мафией, а позже стать и одним из ее главных лидеров не только на Восточном побережье, но и в США вообще. Так Вито Андолини преобразился в могущественного дона Корлеоне, человека, которого остерегался сам Аль Капоне. Книга Пьюзо увидела свет в 1969 году, ее автор сам происходил из семьи итальянских мигрантов и написал не просто криминальную драму, но настоящую семейную сагу, в которой отразились и многие подробности и детали жизни мигрантов из Италии в США, их ценности и мировоззрение.
Студия Paramount Pictures, купившая права на экранизацию, решила подойти к ней по-особенному, сделать ее «этнической до мозга костей». Для этого было решено привлечь к работе как можно больше итальянцев. Так режиссером картины стал Фрэнсис Форд Коппола (тоже италоамериканец), которому, по правде говоря, роман Пьюзо сначала не сильно понравился. Коппола увидел в нем претенциозное бульварное чтиво, но ввиду своего непростого финансового положения все же взялся за работу. Пьюзо и Коппола совместно работали над сценарием экранизации. Писатель старался сохранить как можно больше фрагментов из оригинальной книги, в то время как режиссер сосредоточился на более детальном описании характеров, а также темах власти, семьи и культуры. Для того чтобы проникнуться семейной атмосферой произведения, актеры вместе обедали за одним большим столом — в традиционном итальянском духе. Съемки велись в течение весны и лета 1971 года в Нью-Йорке и на Сицилии, кинокомпания надеялась выпустить фильм к Рождеству. Но премьера состоялась лишь 14 марта 1972 года, спустя ровно два года после публикации