Вызов мастера
Джорджо Армани уже давно не нужно никому ничего доказывать: его репутация непоколебима. Но великий итальянец не собирается почивать на лаврах и продолжает вести индустрию за собой, на каждом повороте задавая неудобные и очень важные вопросы.
Армани часто использует в разговоре слово rispetto – «уважение». Кажется, для него нет ничего важнее в отношениях с окружающими – будь то постоянные клиенты, коллеги или просто незнакомые люди. «Вы предлагаете определенный стиль в одном сезоне, а в следующем диаметрально его меняете. И как прикажете поступать тем, кто купил ваши вещи полгода назад, – все выбрасывать? Делать так – значит проявлять неуважение». Как-то раз, говоря о своей матери, Армани заметил, что ее главными чертами были достоинство и сдержанность. Именно эти качества соединяются для него в понятие уважения. «Это внутреннее ощущение, и, если у тебя его нет, ты не сможешь уважать других».
Из уважения к людям он первым среди всех дизайнеров представил коллекцию без публики в феврале 2020-го, когда вспышка COVID-19 в Северной Италии еще мало кого пугала всерьез. Тогда вместо обычного шоу Армани устроил стрим, и вскоре такой формат стал новой нормой для fashion-индустрии. Позже, когда эпидемия начала стремительно распространяться по стране, он ровно по той же причине предоставил свои производственные площади для изготовления одноразовых медицинских защитных костюмов и пожертвовал госпиталям два миллиона евро на закупку аппаратов ИВЛ. И наконец, превратил свой миланский «Tеатр», в котором проводит презентации коллекций prêt-à-porter, в центр вакцинации.
Мы встречаемся в Париже, в торжественной золоченой гостиной итальянского посольства. Я сижу напротив дизайнера и двух его переводчиков – все в масках и на почтительном расстоянии друг от друга. До начала показа Armani Privé осень-зима 2021/2022 – первого за полтора года шоу со зрителями – остаются считаные часы. Коллекция, получившая название Shine («Сияй»), должна, по словам Армани, «изумлять». Позже мы увидим, как мастер раскрывает тему при помощи мерцающих жакетов из бархата с хрустальными пуговицами, невесомых вышивок c пайетками и пышных вечерних платьев из сияющей органзы. А прямо сейчас он, нахмурившись, что-то шепчет. Переводчик поясняет: «В мире моды, к сожалению, многие забыли о том, что женщина должна быть красивой». У дизайнера на лице самый настоящий гнев. «Они думают только о том, чтобы себя показать. Делают акцент на вещах, а не на женщине, для которой они, вообще-то, предназначены».
В рамках шоу Армани показал и некоторые модели из предыдущей кутюрной коллекции, посвященной Милану и представленной в формате фильма в январе 2021-го. «Это создает ощущение преемственности», – поясняет он. Такая эволюция – серия небольших последовательных изменений – характерна для его творческого метода. Одежда Armani сделана так, чтобы долго оставаться модной, – в этом смысле дизайнер похож на Коко Шанель, которую он, кстати, обожает. Недаром Кейт Бланшетт и другие амбассадоры бренда регулярно появляются на красных дорожках в платьях из прошлых коллекций Privé. Отсюда возникает вопрос: не кажется ли моему собеседнику, что высокая мода – в каком-то роде антимода? Ведь суть моды – в постоянных изменениях, а кутюр остается надолго. В ответ он только смеется: «Это я – антимода.