Почему 14-летний подросток из Москвы поджег своего друга: объяснение психологов
Пока за жизнь школьника с 100% ожогами тела борются врачи, мы решили узнать у экспертов, почему вообще подростки порой становятся настолько жестокими и как такие трагедии можно предотвратить.
5 июня в Южном Бутово компания ребят играла с бензином на детской площадке, как вдруг 14-летний подросток поджег своего друга. Одежда ребенка вспыхнула за считаные секунды — в итоге пострадавшего госпитализировали в критическом состоянии со 100% ожогами тела.
Это не первый инцидент с поджигателем в главной роли — он уже долгое время «кошмарил» весь район. Так, его компания регулярно обливала соседских детей жидкостью из перцовых баллончиков, избивала их и заставляла воровать деньги у взрослых. Один раз подросток даже проник в чужую квартиру и угрожал ножом детям. Кроме того, компанию замечали за употреблением наркотиков — по всей видимости, перед поджогом она дружно нюхали тот самый бензин.
Родители и дети из разных кварталов Южного Бутово не раз жаловались на главаря подростковой группировки, писали на него заявления в полицию, но какого-либо результата это не дало. По информации, собранной журналистами, поджигатель из неблагополучной семьи и состоял на учете в ПНД. Его брат, наблюдавший за тем, как горит их друг, также проходит лечение в психиатрической клинике. А мать то и дело сдавала сыновей в детский дом.
Мы попросили экспертов прокомментировать ситуацию, а нейросеть Midjourney — изобразить типичный, по ее версии, быт неблагополучных подростков из Южного Бутово в 2023 году.
Детская жестокость: как она возникает
Иногда дети совершают действия импульсивно, в состоянии аффекта, то есть под воздействием сильных эмоций. Ребенок может разозлиться, обидеться и напасть на сверстника. В более спокойном состоянии он никогда такого не сделал бы.
«Подобная жестокость чаще всего непреднамеренна и является ответом на внешние триггеры. Импульсивность связана с незрелостью коры головного мозга, несформированностью лобных долей, той частью, которая отвечает за самоконтроль и эмоциональную регуляцию», — объясняет психолог Дарья Яушева. Но если аффект до известной степени нормален, то куда больше должны беспокоить ситуации, когда жестокие поступки совершается намеренно. «Школьники уже могут различать добро и зло. Если задать им вопрос, правильно ли бить другого, они однозначно ответят: „Нет“. При этом в определенных ситуациях им может казаться, что они должны ответить, что чувства другого человека имеют меньшую ценность. Они буквально забывают, что другой человек может чувствовать боль и фокусируются на собственных эмоциях. Конечно, могут оправдывать себя, верить в эти оправдания, утверждать, что это было неизбежно», — рассказывает психолог.