Перформанс как форма терапии, инструмент познания и смысл жизни: интервью с двумя крутыми российскими художницами
«Сомневаться, стесняться, бояться — нормальная часть работы».
Две российские перформансистки рассказали Playboy о своем любимом деле и реакции публики на него.
1Перформанс как терапия: Татьяна Чижикова, хореограф, танцовщица и преподавательница телесных практик
В клубе на территории завода собрались зрители. На ринг выходит Татьяна, и начинается перформанс под названием «Ударница». Это смесь театра, танца и оглушительных звуков, выдержать которые способно не каждое ухо.
«Современным танцем я занимаюсь давно, а вот смелым чистым перформансом — лет пять, — рассказывает она. — Идея „Ударницы“ родилась из самой жизни. В определенный момент я испытывала чувство невыносимости, не знала, как с ним быть. И я обратилась к драматургу Анне Семеновой-Ганц, потому что почувствовала: единственный вариант что-то сделать с этим ощущением — превратить его в художественное высказывание. Ане все это откликнулось, и мы начали „штормить“. Устроили лабораторию, пригласили художников и начали исследовать чувства: невыносимость, ярость, агрессию. Мы искали животное в человеке, которое рвется наружу, но ему нельзя».
О терапевтическом эффекте
Да, он есть, но это не главная цель. Чувства никуда не уходят, пока ты живой. Сегодня у тебя одна невыносимость, завтра — другая. И ты не всегда распознаешь ее причины. В каждом теле намешано много памяти: мы — не только наши родители и бабушки с дедушками, но и давние предки, и не ясно, что и когда в нас «выстреливает».