Царство насекомых в стране рабочих
Игорь Гулин о выставке «Жуки и гусеницы» и темных углах советского мира
В галерее «На Шаболовке» открылась выставка «Жуки и гусеницы», рассказывающая о многообразных отношениях раннесоветской культуры и насекомого царства.
Этот проект продолжает прошедшую несколько лет назад в той же галерее и задуманную теми же кураторами выставку «Сюрреализм в стране большевиков». Та была более амбициозной — пыталась сконструировать из разнородных явлений феномен советского сюрреализма, которого формально никогда не существовало. «Жуки и гусеницы» в чем-то изящнее и остроумнее. Искусствоведы Надя Плунгян и Александра Селиванова берут вроде бы не очень значительный сюжет и разворачивают его во все стороны, обнаруживая в советской культуре неожиданные закоулки. Эта метафора обретает визуальное воплощение. Выставка замечательно устроена с точки зрения архитектуры: не то заполненный странностями кабинет энтомолога, не то система подземных ходов, прорытых самими его подопечными. Погружение в них позволяет рассмотреть отношения советской науки, искусства и политики под новым, неожиданным углом.
Для такого остраняющего взгляда насекомые — лучшее средство. Они — обитатели темных углов, существа одновременно маргинальные и вездесущие, вечные спутники человека, посланцы хтонических глубин материального мира и вековые поставщики метафор для описания социального поля (комары-кровососы, трудолюбивые муравьи и т. д.). Есть еще один важный момент: в модерной европейской культуре царство насекомых изоморфно знанию как таковому. Больше, чем любые другие существа, насекомые подходят для собирания и классификации, воплощают доступность мира человеческому уму — резвятся в травах, чтобы попасть в музей. Историю в любой коллекции репрезентируют черепки и монеты, природу — жуки и бабочки. Энтомолог (набоковский Годунов-Чердынцев-старший, лировский дядя Арли) — идеальный образ ученого чудака.
Такие ученые — среди главных героев выставки. Один из них — крупнейший исследователь жуков-усачей и детский писатель Николай Плавильщиков, пытавшийся застрелить специалиста по пчелам, директора Зоологического музея Григория Кожевникова (оба выжили и спокойно проработали до старости). Другие — замечательные художники-натуралисты Василий и Антонина Ватагины. Их бабочки и богомолы удивительны тем, что выглядят танцорами и любовниками изысканной графики европейского модерна и полностью выпадают из визуальной