Отрубленная рука, разрушенный храм и побег из концлагеря: о чем говорят странные сны
Хоррор, приключения, любовная история или мудрая притча — сны бывают такими разными. И все они могут помочь нам сориентироваться в реальной жизни. Способов их толкования множество, и многие могут оказаться полезными в самостоятельной работе с ними. Психолог Кевин Андерсон приводит примеры из практики и дает советы тем, кому интересно понять свои сновидения.
«В последнее время у меня очень странные сны. Не то чтобы кошмары, просто снится что-то настолько непонятное, что я начинаю сомневаться, все ли со мной в порядке. Например, недавно приснилось, что на поминках кто-то говорит мне: „Не могу поверить, что ты ходил на кладбище один. Известно же, что отрубленная рука на кладбище разлагается и испускает ядовитые газы“. Нужно ли мне искать смысл в подобной белиберде? Я знаю, что психологи считают сны значимыми, но меня они пугают», — обратился один из клиентов к психотерапевту Кевину Андерсону.
Многие ученые могли бы назвать сны историями, образованными в результате случайной активности клеток мозга во сне
Но эта точка зрения не более доказуема, чем утверждение Зигмунда Фрейда, что сны — это путь в бессознательное. Специалисты до сих пор спорят о том, значат ли сны что-то важное и, если да, что именно. Однако никто не отрицает, что сны — часть нашего опыта. Кевин Андерсон считает: мы вольны их творчески осмыслять, чтобы делать выводы, расти или исцеляться.
Что могут сны
1. Отразить психологические проблемы
Около 35 лет он слушает рассказы пациентов об их снах и не устает поражаться удивительной мудрости, которую бессознательное транслирует посредством персонализированных драм, известных нам как сновидения. Одним из его клиентов был мужчина, который постоянно сравнивал себя с отцом. В своем сне он оказался на вершине небоскреба для того, чтобы посмотреть на отца и увидеть, что тот… снова находится выше. Тогда он обратился к стоящей на земле матери: «Можно я спущусь?» После обсуждения этого сна с психотерапевтом он отказался от карьеры, которая, по его мнению, могла нравиться отцу, и пошел своим путем.