Бизнес семьи Косиков начался с попытки помочь другу, который остался инвалидом

ForbesБизнес

От Билла Гейтса до Оляши: как семья московских изобретателей запустила глобальный бизнес из гаража

Бизнес семьи Косиков начался с попытки помочь другу, который остался инвалидом. А уже в 2000-х их девайсы для людей с ограниченными возможностями протестировал сам Билл Гейтс. Когда социальное направление бизнеса забуксовало, семья научилась зарабатывать на креслах для геймеров и офисных сотрудников — выручка за 2018 год превысила 100 млн рублей

Валерия Житкова, Петр Краевский

1-vn0a8954.jpg__1565249055__93394.jpg
«Рабочие станции» и «умные» кресла от семьи Косиков отличает яркий дизайн. Фото DR

Тарас Косик с гордостью демонстрирует фотографии рядом с Биллом Гейтсом. 13 лет назад cооснователь Microsoft на московском форуме корпорации лично опробовал «рабочую станцию», собранную в гараже Тарасом и его отцом, ортопедом-травматологом Леонидом Косиком. «Рабочая станция» — это кресло и аналог компьютерной мыши, которые позволяют инвалидам полноценно пользоваться компьютером. Правда, интерес одного из самых богатых людей в мире не принес Косикам ни инвестиций, ни контракта с Microsoft. Но символическое благословение миллиардера-визионера придало семье уверенности — за последующие годы они провели бизнес через скепсис отечественных госкомпаний, потерю зарубежного инвестора и смену модели с социальной на чисто коммерческую. Сегодня компания Косиков «Гравитонус» производит в основном кресла для геймеров и эргономичную мебель для офисных сотрудников. За 2018 год выручка составила 109 млн рублей, прибыль — почти 9 млн.

Тарас Косик (слева) с гордостью вспоминает о демонстрации разработок «Гравитонуса» Биллу Гейтсу. Фото DR

Неограниченные возможности

Впервые над производством «умных» кресел Косики задумались в 2003 году, когда с другом семьи случилось несчастье — парень упал, катаясь на горных лыжах, сломал шейный отдел позвоночника и остался почти полностью обездвиженным. Отец Тараса Леонид Косик всю жизнь вел частную практику в качестве ортопеда-травматолога, а в свободное от работы время увлекался инженерией— как-то раз купил старинный немецкий автомобиль, который полностью восстановил вместе с сыновьями в гараже. «Мы нашли почти все оригинальные детали, только двигатель там от «Волги» стоит. Он и сейчас на ходу», — рассказывает Тарас.

В том же гараже вместе с младшим сыном, тогда 18-летним Тарасом, Леонид Косик за несколько месяцев сконструировал и собрал так называемую рабочую станцию. Она представляла собой автоматизированное кресло, части которого постоянно перемещались, помогая менять положение тела сидящего человека, чтобы избежать перенапряжения мышц и возникновения пролежней. «Инновация в том, что одновременно с этими перемещениями в пространстве движутся и все элементы взаимодействия пользователя: мониторы, свет, звук, мышь, клавиатура, дополнительные девайсы и аксессуары. Это происходит незаметно для пользователя, благодаря чему не страдает продуктивность его работы», — поясняет Тарас. На фотографии, которую он показывает Forbes, кресло больше напоминает установку для тренировки космонавтов: корпус держится на круглых металлических дугах, внутри — сложная электронная начинка. «У папы золотые руки и голова — до всего дошел сам», — разводит руками Косик-младший.

Косики запатентовали «способ уменьшения отрицательного воздействия гравитационного поля земли на организм человека», примененный в рабочей станции. «А дальше возник закономерный вопрос — как подключить человека к этой самой рабочей среде», — рассказывает Тарас. Для это цели разработали новое устройство — аналог компьютерной мышки, которая позволяла управлять компьютером без помощи рук.

Перепробовали все известные на тот момент системы. «Существовала продвинутая технология управления при помощи глаз, которая, тем не менее, оказалось очень неточной. Потому что глаза ощупывают предмет, но не могут безошибочно давать команды. Вы посмотрите вправо — компьютер решит, что вы хотите окошко закрыть, допустим, а вы хотели курсор в другой угол переместить, — объясняет Косик. — Смотрели и на технологию распознавания голоса, но на тот момент она была на совсем зачаточной стадии». В итоге, остановились на варианте с языком как органом — «одной из самых подвижных и тренированных мышц человеческого тела». Им пользователь водил по небольшому сенсору, закрепленному на пластиковой пластинке, которая крепилась к верхнему нёбу во рту и реагировала на движения языка. Можно было управлять курсором, клавишами мыши, прокруткой, писать текст, использовать графические программы и совершать другие сложные действия.

«Первый прототип манипулятора выглядел как стоматологическая пластина со встроенными сенсорами, кнопками и проводами, которая еле помещалась во рту. Но важнее то, что наша гипотеза сработала — управление компьютером при помощи языка было возможным», — говорит Тарас. Прибор назвали ACCS (Alternative Computer Control System), получили еще один патент и решили выходить с ним на рынок. «Рабочая станция изначально не рассматривалась как коммерческий продукт — она была сложной в сборке, громоздкой и дорогой, а ACCS отлично подходил для старта бизнеса», — рассуждал тогда Косик. Семья зарегистрировала ООО «Гравитонус» и принялась искать инвестиции для массового производства ACCS.

Семья Косиков за работой. Фото DR

Очаровать Билла

После вдохновившей Косиков встречи с Гейтсом (представитель Microsoft на запрос Forbes ответил, что в компании не могут комментировать деятельность Гейтса, так как тот в 2008 году покинул компанию; представитель благотворительного фонда Bill & Melinda Gates Foundation переслал запрос Forbes в личный офис Гейтса, на момент публикации текста ответа оттуда не поступило) основатели «Гравитонуса» продолжили искать инвесторов.

Задача оказалась непростой: инвесторы не верили в коммерческую перспективность девайса, ориентированного на узкую аудиторию людей с ограниченными возможностями, а госкомпании были не готовы инвестировать в семью не известных на рынке изобретателей. Так, например, Косики предлагали использовать свою мышку-манипулятор как «третью руку» для управления гаджетами в открытом космосе. «Когда астронавт надевает скафандр, он становится очень неповоротлив: рука превращается в огромный лапоть, пальцами двигать практически невозможно. И чтобы выполнять какие-то действия на компьютере во время миссии, ему очень пригодился бы наш ACCS», — поясняет Тарас. Но менеджеры от космоса тоже не оценили предложение стартаперов. «Нам говорили: «Это оборонка — здесь все схвачено, закрыто, куда вы лезете. В медицине было то же самое», — вспоминает предприниматель.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Грустная дива: как оперная певица Мария Каллас покорила мир и лишилась голоса Грустная дива: как оперная певица Мария Каллас покорила мир и лишилась голоса

Трагичная история оперной дивы Марии Каллас, которая так и не нашла любви

Forbes
Когда воспитывает (только) мать Когда воспитывает (только) мать

Психоаналитик отвечает на вопросы, которые больше всего тревожат одиноких мам

Psychologies
15 советов, которые помогут получить повышение 15 советов, которые помогут получить повышение

Как выделиться на фоне коллег и стать по-настоящему ценным сотрудником?

Psychologies
Сергей Маркедонов: Других абхазов и осетин у меня для вас нет. Ответ на письмо грузинского владыки Сергей Маркедонов: Других абхазов и осетин у меня для вас нет. Ответ на письмо грузинского владыки

Мнение эксперта МГИМО о значении письма Гурама Гамрекели

СНОБ
Игра на контрастах: как развивается рынок цветных драгоценных камней Игра на контрастах: как развивается рынок цветных драгоценных камней

Как добывают редкие цветные драгоценные камни и в чем их ценность?

Forbes
Как студент-недоучка создал финтех-стартап с оценкой в $2 млрд и инвестициями Мильнера Как студент-недоучка создал финтех-стартап с оценкой в $2 млрд и инвестициями Мильнера

Гийом Пуса пришел к успеху из Лозанны через Калифорнию в Сингапур

Forbes
Стратегия Вина Дизеля: почему мы продолжаем смотреть «Форсажи» Стратегия Вина Дизеля: почему мы продолжаем смотреть «Форсажи»

Вспоминаем историю «Форсажей» и разбирается, почему боевики интересно смотреть

Esquire
Тони Моррисон — писательница, которой удалось стереть черту, разделявшую литературу на «белую» и «черную» Тони Моррисон — писательница, которой удалось стереть черту, разделявшую литературу на «белую» и «черную»

Отрывок из романа «Возлюбленная» — о рабыне, которая бежит с плантации

Esquire
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Как одевался Питер Фонда на экране и в жизни Как одевался Питер Фонда на экране и в жизни

Актера Питера Фонды не стало 16 августа

Esquire
Разрыв шаблона Разрыв шаблона

Эти молодые разработчики дышат в спину Марку Цукербергу и Илону Маску

Cosmopolitan
Рестайлинг Nissan X-Trail и Qashqai. Хумус из моркови Рестайлинг Nissan X-Trail и Qashqai. Хумус из моркови

Nissan X-Trail и Qashqai стали ещё комфортнее и получили российский софт

4x4 Club
Знатные ролиководы Знатные ролиководы

Сейчас интернет прирастает глубинкой, и в моде — деревенские блогеры

Огонёк
Live Fest Summer 2019: гид по фестивалю на Live Fest Summer 2019: гид по фестивалю на

Ежегодный фестиваль Live Fest Summer’19

Cosmopolitan
Роботизация школы Роботизация школы

Сколько роботов нужно, чтобы заставить мальчишку учить математику

Русский репортер
Разбитый нос, УАЗ и 400 тысяч: после каких аварий лишают прав Разбитый нос, УАЗ и 400 тысяч: после каких аварий лишают прав

Мы выяснили, в каких случаях лучше все-таки позвонить в полицию при ДТП

РБК
«Мое счастье любит петь и танцевать. Тишину оно не любит» «Мое счастье любит петь и танцевать. Тишину оно не любит»

Рита Dакота не в первый раз прилетела в Баку на фестиваль ЖАРА

OK!
Как правильно питаться  офисному работнику Как правильно питаться  офисному работнику

Офис с микроволновками прямо-таки подталкивает тебя к изжоге и ожирению

Maxim
Тест и обзор цифровой камеры Panasonic Lumix DC-FZ1000 II Тест и обзор цифровой камеры Panasonic Lumix DC-FZ1000 II

Для заказа уже доступна камера Panasonic Lumix FZ1000 II

CHIP
Что делать, если вы ненавидите своего босса Что делать, если вы ненавидите своего босса

Советы, которые помогут разобраться в причинах и справиться с конфликтом

Psychologies
Давай начистоту Давай начистоту

Откуда берутся прыщи, если подростковый возраст давно позади?

Лиза
Авангардист номер один Авангардист номер один

Экспозицию выставки «Михаил Ларионов» расположили в залах Новой Третьяковки

Наука и жизнь
Аргентинский песо рухнул на 30%. Можно ли на этом заработать? Аргентинский песо рухнул на 30%. Можно ли на этом заработать?

Аргентинский песо рухнул на фоне результатов президентских праймериз

Forbes
Где в августе искать необычное мороженое Где в августе искать необычное мороженое

Макаруны в тон, электрические цветы, маскарпоне и азот

Vogue
Обзор анализатора климата ClimateGuard: расскажет, что у вас не так Обзор анализатора климата ClimateGuard: расскажет, что у вас не так

Его создатель — не глобальная компания, а российский стартап

CHIP
Ну ты и дятел! Ну ты и дятел!

Невероятным достоинствам дятлов можно позавидовать

Вокруг света
Каким должен быть «хороший отец»? Каким должен быть «хороший отец»?

Даже для очень сознательных мужчин рождение ребенка может стать испытанием

Psychologies
Не верь, не бойся, не соли. Почему соль — белая смерть, и как с этим жить Не верь, не бойся, не соли. Почему соль — белая смерть, и как с этим жить

Прежде чем тянуться за солонкой, прочитай этот текст

Maxim
Вы неправильно храните все продукты: 10 ошибок хранения и как их исправить Вы неправильно храните все продукты: 10 ошибок хранения и как их исправить

Основные правила хранения продуктов

Playboy
Защита или нападение? Защита или нападение?

Плохо, когда ребенок не знает разницы между самообороной и агрессией

Лиза
Открыть в приложении