Остаться без дела: что делать менеджеру, если к нему пришли силовики
В последнее время наблюдается рост активности контрольно-надзорных и правоохранительных органов — после связанного с пандемией простоя вновь увеличилось число проверок. Ужесточились и требования проверяющих. Рост числа различных проверок делает особенно актуальным вопрос о правильном поведении при общении с представителями контрольно-надзорных и правоохранительных структур, напоминает руководитель уголовно-правовой практики адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Андрей Тузов.
Контролеры с подкреплением
В условиях роста числа проверок бизнесу особенно важно правильно оценить риски и наладить контроль всех совершаемых операций. Ценой ошибки может стать уголовное дело, в том числе и против топ-менеджеров, тем более что правоприменительная практика меняется не в лучшую для предпринимателей сторону.
Например, стало нормой привлечение силовиков к сопровождению налоговых или антимонопольных проверок. Это дает контрольным органам возможность применять закон «Об оперативно-розыскной деятельности», что сразу расширяет список требований к компании. По этому закону можно изымать документы не за три года (срок давности для проведения проверки контрольно-надзорных органов), а за 10 лет (аналогичный срок для следственных действий, вытекающий из сроков давности для тяжких преступлений) и передавать их для дальнейшего анализа. Следовательно, появляется риск переквалификации вполне законных ранее сделок как неправомерных — и практика, и законодательство за последние 10 лет существенно изменились.
Правоохранители помогают контрольно-надзорным органам не только находить важную для их деятельности информацию, но и устанавливать реальность существования контрагента и выполнения им работ или услуг. Параллельно силовики проводят свои проверки, связанные с хищениями. Например, налоговая проверка может закончиться обвинительным приговором по делу о хищении, если оперативные работники и следственные органы выявят оплату из бюджета фактически не оказанных услуг или не поставленных товаров. Поэтому крайне важно строго следить за оформлением предусмотренных законом документов с объективной фиксацией фактически выполненных объемов работ своими силами и силами контрагентов.
Избежать необоснованных обвинений поможет соблюдение еще нескольких универсальных правил:
- По любой сделке должны иметься доказательства ее экономической цели, исполнимости и прозрачности условий для контрагентов;
- Подписание сделок должно осуществляться с соблюдением всех корпоративных процедур и надлежащим лицом;
- Обязательства по сделке должны быть выполнены, сделка должна быть закрыта фактическими объемами поставленных товаров или оказанных услуг. При возникновении проблем и разногласий между контрагентами необходимо иметь подтверждение попытки урегулирования разногласий;