Основатель Group-IB Илья Сачков — Forbes: «Я намерен строить бизнес только в России»
Основатель компании по обеспечению кибербезопасности Group-IB Илья Сачков, находящийся в СИЗО из-за обвинений в госизмене, в колонке для Forbes рассказал, как развивать IT в России сегодня, что изменилось в подходе к созданию продуктов, какие у сферы есть перспективы и о своем желании развивать свое дело в родной стране
Сейчас наше государство как никогда нуждается в опытных IT-специалистах, способных укрепить интеллектуальную мощь страны и создать контур цифровой безопасности. Молодые кадры, готовые взять на себя эту миссию, в России еще есть. Ключевая задача — дать им возможность нормально работать.
Некоторые спросят: зачем все это напряжение и страдание, если можно уехать? Для меня этот вопрос при всех возможностях не стоял, но ответить на него могу так. Во-первых, если все уедут, то что? А во-вторых, так сложнее, а значит, интереснее. Я, конечно, мог бы, если бы уехал, и компанию иметь в десятки раз больше, и жить в других условиях. Но я ни секунды не жалею о выбранном мной пути. Я намерен строить бизнес только в России. Это сложно, но и интересно, даже учитывая, где я сейчас нахожусь. Отменяет это или делает нерабочим мой подход? Не делает.
Мир изменился, а инженерные законы — нет. И ровно поэтому я продолжу работать в любой день, когда выйду. И не уеду. Сложность ситуации позволяет мозгу на определенных частотах выдавать конкурентоспособный в мире результат. Но повторюсь: никакого шапкозакидательства ни себе, ни команде не позволяю. Мы реалистично смотрим на вещи. Сложно, но по-прежнему возможно. Я очень трезво оцениваю, кто я, что я. И насколько пока малозначим мой вклад в мировую кибербезопасность.
Хочется ли делать больше? Да (отпустите меня на работу). Пугают ли меня огромные компании? Нет, мотивируют. С их бюджетами они могут иметь больше всего, поэтому нам надо делать все в несколько раз умнее. Для меня каждый новый день — это начало новой конкуренции.
Мы создали «ядро предсказаний» — кластеризировали возможности аналитики и предсказаний под решение больших задач, которые маркетировали в продукты, а каждый продукт имеет от нескольких сотен до нескольких тысяч решаемых подзадач, каждая сводится к простому описанию обнаружения киберпреступления и мошенничества на этапе подготовки. Мы дорабатываем продукты и даем функционал защиты, блокировки, удаления, маркетируем, дизайним, но суть остается незыблемой — мы увеличиваем вычислительные мощности, увеличиваем горизонт прогноза и число того, о чем мы сможем сильно заранее предупредить. И не зависим критически от меняющегося рынка киберпреступности. Если в будущем проблема будет иметь место для нашего клиента, с большой вероятностью мы узнаем об этом сильно раньше и сможем справиться. Если решение можно сделать постоянным на какое-то время, то на платформе появится новый продукт или новый функционал в старом продукте.
Конечно, мы видим не все, но больше, чем остальные, и с лучшим качеством для наших клиентов, у которых минимальный показатель отказа от технологии. И этот подход, а также то, что мы сообразили соединить incident responce (реагирование на инциденты), расследования, форензику с разработкой систем и технологий, прогнозирующих будущее, позволили нам занимать хорошие места в главных международных рейтингах.
Конечно, мы хотим обрабатывать больше, видеть дальше, делать корреляции глубже и с еще большей инженерно-провидческой силой. И делаем. Нет и не было ни одного дня, когда мы были бы довольны или спокойны. Я часто говорил про чувство, которое заставляет кипеть мозг (в хорошем смысле) всех сотрудников — чувство волнительного непрекращающегося соревнования, где любое временное послабление — смерть. Послабление в чем угодно: в технологии, в дизайне, в поддержке — во всем. И мы стараемся держать планку теми ресурсами, что у нас есть. Я напомню, что это технологическая компания, созданная с нуля и с минимальными инвестициями, которые направлялись исключительно на расширение уже работающих моделей, которые мы построили с нуля и дорастили до очень уважаемых и востребованных потребителей.