«Орлиный коготь» и еще три провальные спецоперации
О таких случаях в учебных пособиях для студентов академий ФСБ и ЦРУ наверняка пишут с пометкой «Не пытайтесь это повторить».
Миссия «Тин»
В 1940 году неподалеку от города Честер британскими спецслужбами был создан особый тренировочный лагерь для военнослужащих чехословацкого происхождения. Целью участников лагеря были диверсии на территории Протектората Богемии и Моравии, в частности физическое уничтожение руководителей, симпатизировавших фашистскому режиму.
Операция «Антропоид», в ходе которой должен был быть ликвидирован протектор Рейнхард Гейдрих, стартовала спустя два года. Параллельно с ней решено было провести секретную миссию «Тин», целью которой стал министр образования и пропаганды Эммануэль Моравец.
В проведении «Тин» были задействованы опытные парашютисты Ярослав Шварц и Людвик Цупал. 29 апреля 1942 года военные выпрыгнули из самолета над местностью Падрт. Провал операции случился уже через пару минут после ее непосредственного начала: оба парашютиста сломали ноги при приземлении, сделав «Тин» самой короткой секретной миссией в истории человечества.
Несмотря на полученные травмы и потерю друг друга, Шварц и Цупал решили по отдельности выполнить приказ. Шварцу удалось добраться в Прагу, где он оправился от травм, но вскоре был убит в знаменитом бою в соборе Святых Кирилла и Мефодия. Цупал успешно скрывался на протяжении нескольких месяцев и даже попытался сделать хоть что-то на благо отчизны, рискнув подорвать используемую немцами железную дорогу, но был пойман гестаповцами и расстрелян в январе 1943 года.
Операция «Золото»
Еще одна неудача британских спецслужб, на сей раз сотрудничавших с ЦРУ, приключилась в 1956 году. Дело происходило в свежеразделенном Берлине. Разузнав о местоположении телефонных кабелей особого назначения, по которым передавались звонки дипломатических служб и советской разведки, ЦРУ и MI6 решили воспользоваться ситуацией. К кабелям, которые находились на глубине полуметра под оживленной восточноберлинской улицей, решено было провести подземный туннель.
Расчеты и непосредственное строительство велись на протяжении двух лет в режиме строжайшей секретности. За это время строителям пришлось столкнуться с множеством сложностей — от грунтовых вод до внезапного (и потому не очень приятного) обнаружения довоенной выгребной ямы.