Забота онлайн
Современные пенсионеры — активные и продвинутые потребители различных цифровых услуг и сервисов. «Огонек» выяснил, как новые технологии помогают людям старшего возраста управлять своими деньгами и выбирать удобные банковские сервисы
Нынешние пенсионеры совершенно не похожи на тех, что судачили во дворе на лавочках да стучали в домино. Они освоили интернет и многие цифровые сервисы. И современная пенсионерка — это не бабушка с кнопочным мобильником. Напротив, пенсионеры все больше приобретают современные смартфоны. В 2016 году они были у 21% пенсионеров, сообщает фонд «Общественное мнение». А в 2018‑м доля таких продвинутых пожилых людей выросла до 41%. Многие каждый день общаются с детьми и внуками через WhatsApp и Skype, посещают соцсети.
Но современные телефоны нужны пенсионерам не только для общения. Смартфоны для людей старшего возраста — первые помощники. Не нужно никуда ходить, стоять в очередях, все — в смартфоне. И пенсионеры охотно осваивают самые современные банковские финансовые инструменты и технологии. Быстро обучаются навыкам оплаты покупок не только картами, но и через мобильные приложения. Онлайн-переводы для многих уже не проблема. И, по словам самих пенсионеров, их очень привлекает возможность постоянного контроля своих доходов и расходов с помощью мобильных приложений. Это реальность, в которой они живут.
Статистика показывает, что все больше пенсионеров регулярно используют каналы дистанционного банкинга. По данным Почта-банка, в прошлом году число пенсионеров, которые пользуются мобильным и интернет-банком, выросло на 54%, а тех, кто отдал предпочтение именно мобильному приложению,— еще больше — на 90,4%. «Огонек» выяснил, какими сервисами чаще пользуются люди старшего возраста в мобильном банке. И эти цифры рисуют нам экономного, хорошо организованного, продвинутого клиента. Так, на первом месте оплата мобильной связи (33% операций пенсионеров — клиентов Почта-банка), далее — переводы между своими счетами (24% операций) и переводы p2p (переводы между двумя владельцами банковских карт — 21%), и, конечно же, оплата коммунальных услуг (6% операций), интернета и ТВ (3%).
Для банков пенсионеры — очень привлекательные клиенты. Прежде всего у них стабильный, ни от чего не зависящий доход. И хоть понемногу, он все время растет по мере индексации пенсий. Они — самые надежные заемщики, которые тщательно рассчитывают свои возможности, очень ответственно относятся к выплатам по кредитам и почти никогда не допускают просрочек. Кроме того, пенсионеры даже при небольшом уровне дохода копят средства и открывают вклады. Так, в Почта-банке пенсионеры составляют более 30% вкладчиков и 13% заемщиков. При этом средняя сумма вклада пенсионера немного больше, чем в среднем по банку.
Клиенты старшего возраста активно используют и кредитные средства. Например, в Почта-банк в 2018 году за кредитами обратились на 53% больше пенсионеров по сравнению с предыдущим годом. Как говорят в банке, уровень просрочки у клиентов старше 60 лет гораздо ниже, чем в других возрастных группах.
Банки разрабатывают специальные программы с учетом интересов и потребностей клиентов старшего возраста, а те стараются не отстать от веяний времени и активно участвуют во всех начинаниях. И, конечно, они очень ценят заботу и внимание. Вот истории трех клиенток Почта-банка, рассказанные «Огоньку».
13‑я пенсия — не лишняя
Лариса Леонидовна Прохорова не пенсии уже два года. По образованию она работник общественного питания. Последнее место работы — диспетчер лифтового оборудования.
— «Огонек»? — переспрашивает Лариса Леонидовна.— Как же, знаю, много читала ваш журнал в перестроечные годы. А сюда, в Почта-банк, часто захожу. Девочки помогли установить мобильное приложение на смартфон и научили, как им пользоваться. И мне это нравится. Я теперь регулярно оплачиваю коммунальные услуги в этом приложении в телефоне — удобно и без комиссии для нас, пенсионеров.