В гуще народной жижи
Ученые проводят первое масштабное изучение российской грязи. Задача — выяснить, что она собой представляет, откуда берется в таких количествах и можно ли ее победить
Почти 650 килограммов грязи собрали экологи в десяти городах РФ. Объемные полиэтиленовые мешки, наполненные неприглядным содержимым, везли автомобилями и поездами из Мурманска, Челябинска, Ростова-на-Дону, Тюмени и иных населенных пунктов страны в Екатеринбург. Именно здесь ученые из Института промышленной экологии Уральского отделения (УрО) РАН изучают отечественную грязь. Проект получил поддержку Российского научного фонда (РНФ), финансирующего самые важные для государства исследования. А его промежуточные материалы напечатаны в крупном научном журнале Scientific Reports. Чем же обусловлен такой интерес?
— Городская грязь — чрезвычайно интересный объект изучения, ведь по ней, как по индикатору, можно судить о состоянии окружающей среды,— объясняет «Огоньку» заместитель директора по научным вопросам Института промышленной экологии УрО РАН Илья Ярмошенко.— Содержимое грязи во многом зависит от геологических особенностей региона. Например, основу российского грунта по преимуществу составляет кварц. В каких-то регионах его порядка 50 процентов, где-то, преимущественно на юге, до 90 процентов. Ближе к Уралу в почве появляются граниты, осколки местных пород и другие включения. В Екатеринбурге преобладают глинистые почвы, Тюмень — это песчаные грунты, в Нижнем Новгороде и Челябинске в большом количестве встречаются частицы шлаков — это отходы металлургического производства, которые, видимо, здесь используются вместо щебня.
Очень сильно отличается грязь в городах по химическому составу. Например, на Урале в почвах гораздо больше железа, чем, предположим в Ростове-на-Дону или в Нижнем Тагиле. Различается грязь и по количеству меди, цинка или свинца — это зависит от того, какие предприятия расположены в регионе.
При этом, замечают ученые, частицы почвы и грунта — далеко не главная часть городской грязи. Больше всего там асфальтной крошки, остатков шин и тормозных колодок, пыли, фрагментов строительных материалов, противогололедных реагентов и частиц, осевших из выхлопных газов. Но есть и более интересные находки, например радиоактивный цезий-137 и даже… метеоритное вещество. Так, если собрать пыль с одного квадратного метра, то там скорее всего окажется несколько маленьких метеоритных частиц размером с полмиллиметра в диаметре.
Родом из Грязевки
Тот факт, что в России с ее затяжной весенней распутицей и нескончаемой осенней слякотью в целом грязнее, чем, предположим, на западе Европы, ни у кого не вызывает сомнений. Не случайно грязь как символ неустроенности, внешней и внутренней, отражена и в массе произведений русской литературы, и в топонимике множества поселений. Грязно, Грязевка, Грязевое, Черная Грязь, Верхогрязье, Грязнуха и Грязное (последнее — своего рода шедевр, ибо представляет собой административный центр Грязновского поселения у реки Грязной в Рязанской области) равномерно раскиданы по карте России от востока до запада. Но города для исследований выбирали все-таки по иному принципу.
— Прежде всего нас интересовали крупные населенные пункты с разными условиями,— говорит Илья Ярмошенко.—Климатическими, экономическими и экологическими. Было интересно посмотреть, что содержится в грязи в Челябинске, где работает крупнейший комбинат и тракторный завод, в Магнитогорске, где имеется специфическое металлургическое производство, в Нижнем Новгороде, где развит водный транспорт и очень интересный ландшафт, а также в Мурманске с его северным климатом. Москва и Санкт-Петербург, напротив, в исследование не вошли, ведь эти территории и так хорошо изучены.
В каждом городе ученые отбирали в среднем 65 проб — по килограмму каждая. Для этого ученые брали совковую лопату и сгребали грязь с квадратного метра поверхности на проезжих частях, детских площадках, газонах и так далее. Образцы проходили почти десяток анализов — от минералогического до анализа на содержание органических веществ.